Хунза — единственный здоровый и счастливый народ во всем мире. Племя Хунза – миф о здоровье и долголетии жители деревни хунза питание

На нашей Земле есть удивительное племя вегетарианцев, члены которого не знают болезней и имеет среднюю продолжительность жизни в 110-120 лет. Хотя, встречаются и те, кому перевалило за 160. Они живут на севере Индии в Гималаях в очень суровых условиях, на берегу реки Хунзы, в 100 километрах от самого северного города Индии Гилгита. 40-летние женщины у них выглядят как девушки, в 60 лет сохраняют стройность и изящество фигуры, а в 65 лет даже рожают детей Называют они себя хунзакутами.
О своем секрете долголетия они говорят просто: будь вегетарианцем, трудись всегда и физически двигайся постоянно, не меняй ритма жизни.
Хунзы (буриши, хунзакуты) - индоевропейский народ (сейчас их немногим больше двадцати тыс. человек), проживающий в высокогорных районах Кашмира, находящихся под контролем Пакистана. Большинство проживает в долине реки Хунза, на высоте 2000 метров над уровнем моря. Эта неописуемой красоты долина, окруженная высотниками более 6 тысяч метров, называется Счастливой. Ее жители, в том числе в возрасте за 100 лет, работают в поле, совершают длительные высокогорные переходы, играют в подвижные игры.
Эти красивые, стройные люди всегда веселы, дружелюбны, спокойны, гостеприимны и сердечны, несмотря на суровые условия жизни. Их жилище - крохотные каменные дома без окон, с одним отверстием для дымохода. Домашний скот находится в этом же дома, но за перегородкой. Вполне вероятно, что в такой тесноте им теплее, ведь дома почти не отапливаются (нет дров), и даже моются хунзы только холодной водой. Впрочем, в этих каменных домишках они живут лишь 2-3 зимних месяца, а остальное время проводят на чистом воздухе, где спят и едят, рожают детей.
Во главе этого народа стоят король и совет старейшин. Им легко управлять своими подданными, ведь в этом обществе не бывает преступлений, следовательно - нет ни полиции, ни тюрем. Больницы также практически не нужны, ведь хунзакуты, в отличии от народов-соседей, никогда не болеют.Они - единственный народ на планете, у которого не бывает злокачественных заболеваний, и даже глубокие старики не страдают старческим слабоумием и одряхлением.
Интересно, другие народы, которые живут там, совсем не блещут здоровьем и очень много болеют. Но, удивительно, даже во время страшных эпидемий не встречали ни одного больного хунзакута. Хунза отличаются отменным здоровьем и почти не знают, что такое болезни. Даже зубная боль или расстройства зрения – вещи в этих краях неслыханные - это всегда казалось невероятным. Хунзакуты поражали своим абсолютным здоровьем, фантастической выносливостью - это самые неутомимые проводники и носильщики в горах Гималаев. Сходить за сутки на рынок за сто километров по козьим тропам и каменистым осыпям у них может почти каждый мужчина…
Впервые мир узнал о них из рассказов шотландского военного врача Мак-Каррисона, который 14 лет проработал в этих краях и потом многие ученые потратили годы на исследование этого феномена. В результате они пришли к выводу, что основной секрет долгожителей этих мест – особая система питания.
Можно возразить: да какой удивительной диеты не придерживайся, жизнь в мегаполисе уже заведомо обрекает нас на болезни, ранее старение и преждевременную смерть! А горный климат – дело другое…
Нам кажется, что, если дышать свежим, насыщенным кислородом воздухом, пить чистейшую воду, есть выращенные в «чистой» земле продукты, то долгожителем стать нетрудно. Однако как же объяснить тот факт, что ближайшие соседи хунза, обитающие в тех же климатических условиях, живут в два раза меньше, да еще и постоянно болеют?..
В чём причина абсолютного здоровья и долголетия хунзакутов?
ХУНЗЫ - НАРОД-СЫРОЕДЫ.
Этот народ, правда, малочисленный (всего 15 000 человек), о котором можно сказать, что ему совершенно неизвестны болезни. Это хунзы.
Обнаружил этот народ талантливый военный врач Мак-Кэрисон в окрестностях северной границы Кашмира (Индия).
Мак-Кэрисон тесно общался со многими неболеющими народами и племенами, обитающими между Тибетом, Китаем, Памиром, Афганистаном и сегодняшним Пакистаном, и во время своих скитаний по этим местам однажды столкнулся с народностью хунзы. Его поразили их красивое, стройное телосложение и высокая работоспособность. Среди хунзов все здоровы (несколько переломов костей и воспаление глаз).
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПИТАНИЯ:
1. Мясо разрешено употреблять только по религиозным праздникам. Важно то, что после забоя скотины его готовят сразу же, не заготавливая впрок.
2. Молоко и молочные необходимо есть редко и умеренно.
3. Крепкие напитки запрещены. Единственное исключение – вино из местного винограда. Пить его следует только по особым случаям.
4. Хлеб – только черный. Муку (кстати, не отделенную от отрубей) долго хранить нельзя, необходимо сразу же использовать для выпекания. Часть зерновых (ячмень, просо, пшеницу, гречиху) желательно есть в проросшем виде.
5. В ежедневном рационе должны преобладать овощи и фрукты, а овощи употребляются сырыми в больших количествах, изредка – в тушеном.
6. Большую часть рациона должны составлять фрукты. Никаких компотов и варенья! Только свежие фрукты!
7. Очень умеренное потребление соли.
Хунзы - очень бедный народ. Они живут в гористой местности, лишенной плодородной почвы. Лесов там нет, и каждый клочок земли занят плодовыми деревьями. Лугов тоже нет, поэтому каждая пядь земли отводится под овощи и картофель. Местность отличается нехваткой воды: дожди идут редко - только в течение трех-четырех зимних месяцев, когда температура падает до нуля и ниже. А снегов там очень мало. Поэтому вода - на вес золота. Хунзы или пользуются системой каналов, скапливающих воду во время дождя, или доставляют воду издалека.
Коровы там чуть побольше сенбернаров, тощие козы и овцы пасутся на горных склонах, покрытых камнями, молока дают мало (менее двух литров в день, и то лишь сразу после отела), в нем содержится мало жира. Овцы и вовсе не дают молока, козы - самую малость. Мясо животных жилистое и совершенно обезжиренное.
Зимой хунзы спят в каменных домах, где нет окон (лишь одно отверстие), спят хунзы на каменных скамьях. Домашний скот «расквартирован» в прихожих. Естественно, у них нет дров для отопления. Огонь в очагах поддерживается за счет сухих веток и листьев. На таком огне варят пищу; умываются и стирают одежду только холодной водой. Нет животных жиров, нет маслин для получения растительного Масла. Обходятся хунзы без бань, без горячей воды и без Мыла. И, как можно понять из всего этого, у них не может быть достаточного количества продуктов питания, даже растительного происхождения.
В зимние месяцы люди ведут «вегетативный» образ жизни, питаясь скудными запасами злаков (прямо в зернах) и сушеными абрикосами, а уже весной они переходят на подножный корм, употребляя травы и овощи до сбора первого урожая. Летом в основном питаются абрикосами и другими фруктами. Хунзы не знают грамоты. Только члены родовитых семей, король и его приближенные, учившиеся в религиозных мусульманских школах, умеют читать и писать. У них нет поэзии на своем языке, ни скульптуры, ни живописи, ни резьбы по дереву, они не знают ткацкого мастерства, которым владеют их соседи. Семьи музыкантов принадлежат к другому племени.
В течение 8-10 теплых месяцев хунзы живут на открытом воздухе. Считается аксиомой, что браки между близкими родственниками вредны, что они отражаются на физическом и умственном здоровье каждого индивидуума. Представители же этого народа вступают в брак только с членами своей маленькой нации. Чужая кровь не течет в их жилах. Исключением является лишь царская семья.
И все же, несмотря на все и вопреки всему, хунзы обладают завидным здоровьем.Согласно достоверным научным исследованиям, хунзы - это единственный здоровый и счастливый народ во всем мире.
Причина такого здоровья кроется в характере питания -полноценном, натуральном и без вредных примесей. Их пища, хотя и скудная, полностью соответствует физиологическим потребностям человеческого организма. Такой пищей могут быть только натуральные ягоды, фрукты, овощи, зелень, орехи, съедобные корни.
ЧТО ПОНИМАТЬ ПОД ВЫРАЖЕНИЕМ «ПОЛНОЦЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ»?
Его определяют три аспекта:
1) высокая трудоспособность в широком смысле слова. У хунзов эта трудоспособность проявляется как во время работы, так и во время плясок и игр. Для них пройти 100 - 200 километров - все равно, что для нас совершить короткую прогулку возле дома. Они необычайно легко взбираются на крутые горы, чтобы передать какое-то известие, и возвращаются домой свежие и веселые;
2) жизнерадостность. Хунзы постоянно смеются, они всегда в хорошем расположении духа, даже если голодны и страдают от холода;
3) исключительная стойкость. «У хунзов нервы крепкие, как канаты, и тонкие и нежные, как струна, - писал Мак- Кэрисон. - Они никогда не сердятся и не жалуются, не нервничают и не выказывают нетерпения, не ссорятся между собой и с полным душевным спокойствием переносят физическую боль, неприятности, шум и т. п.»
Интересен опыт Мак-Кэрисона, который в науке известен как «Эксперимент Конур» - по месту нахождения его лаборатории. Исследователь разделил тысячи подопытных крыс на три группы в соответствии с тремя группами населения: «Уайтчепель» (район Лондона), «хунзы» и «индусы». Все они содержались в одинаковых условиях, но группа «Уайтчепель» получала пищу, которую употребляют жители Лондона (т. е. ту, что едят европейцы), - белый хлеб, изделия из белой муки, варенье, мясо, соль, консервы, яйца, сладости, вареные овощи и т. п. Крысы-«хунзы» получали ту же пищу, что и люди этого племени. Крысы-«индусы» -пищу, свойственную индусам и жителям Востока. Мак-Кэрисон исследовал состояние здоровья целого поколения, получавшего три разных диеты, и открыл интересную закономерность.
Животные из группы «Уайтчепель» переболели всеми болезнями, которые поражают жителей Лондона, начиная от детских заболеваний и кончая хроническими и старческими недугами. Эта группа оказалась довольно нервозной и воинственной, крысы кусали друг друга и даже загрызали «соотечественников» до смерти.
Крысы-«индусы» по состоянию здоровья и общему поведению оказались подобными тому народу, который олицетворяли в этом эксперименте.
А крысы-«хунзы» оставались здоровыми и жизнерадостными, проводили время в играх и спокойном отдыхе.
ЧТО МОЖНО ИЗВЛЕЧЬ ИЗ ЭТИХ НАБЛЮДЕНИЙ??
1. Прежде всего: ни климат, ни религия, ни обычаи, ни раса не оказывают заметного влияния на здоровье - имеет значение только пища.
2. Пища, а не что-либо другое может превратить здоровых людей в больных: достаточно изъять из рациона некоторые вещества, считающиеся, по мнению большинства людей, маловажными, т. е. ферменты, аминокислоты, витамины, микроэлементы, жирные кислоты, которые находятся лишь в растительном мире и которые приносят пользу только при их употреблении в натуральном виде.
3. Количество пищи и ее высокая энергетическая ценность, т. е. калорийность, не имеют к здоровью никакого отношения. Важен состав пищи.
4. Даже моральное состояние индивидуума может пострадать, если в рационе не хватает определенных питательных веществ.
Крысы, жившие в мире и дружбе между собой, становились агрессивными и пожирали друг друга, когда их лишали полноценной пищи, необходимой для здоровья. Это указывает на то, что любые социальные беспорядки, революции, войны зависят от неправильного питания людей.
Не соответствующая природе человека пища, а не ее недостаток, как утверждают политики, повинна в плохом состоянии общества.
Таким образом, качество пищи, ее состав, количество, способ употребления и сочетания влияют на сохранение здоровья, уберегают от заболеваний, сохраняют молодость.
От качества питания зависит и умственное здоровье, душевное равновесие, отсутствие неврозов и психических расстройств.

Жил-был молодец; в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел - заплакал.

Издревле люди мечтали о лучшей жизни. Это находило отражение в сказках, легендах, притчах. Поговорка «хорошо там, где нас нет», которую и сейчас почти на каждом шагу слышно, показывает, что, хотя современным людям уже не приходится сильно пахать (во всех смыслах этого слова), как их предкам, стремление к лучшей доле – к краям, где реки молочные, а берега кисельные, не пропало.

Сказки осовременились, а люди, несмотря на доступ к информации, все так же верят эзотерикам и гуру и отмахиваются от реальности при первой возможности.

Современных мифов много, но один из них коснулся меня непосредственно. В Рунете да и вообще в Интернете довольно часто попадаются тексты о таинственной стране Хунза, где люди не знают болезней и живут долго, потому что правильно питаются и не едят мясо. В русских вариантах тексты эти имеют почти одинаковое содержание и набор фотографий. Особенно популярны такие тексты у вегетарианцев.

Поэтому ниже миф о Хунзе с полным его, как писал М.Булгаков, разоблачением (привожу выдержки с сохранением стиля и рекомендую обратить внимание на выделенное жирным шрифтом):

Есть на Земле удивительное племя, члены которого не знают никаких болезней . Они живут в очень суровых условиях в недоступном высокогорном краю на севере Индии , в штате Джамму и Кашмир, на берегу реки Хунзы, в 100 километрах от самого северного города Индии Гилгита, и называют себя хунзакутами. Впервые о них рассказал европейцам талантливый английский военный врач Мак Каррисон, в начале XX века 14 лет лечивший больных в этом забытом Богом районе.

Все племена, которые там живут, не блещут здоровьем, но за все годы работы Мак Каррисон не встретил ни одного больного хунзакута. Даже зубная боль и расстройство зрения им неизвестны . В 1963 году хунзакутов посетила французская медицинская экспедиция, с разрешения вождя этого племени французы провели перепись населения, которая показала, что средняя продолжительность жизни у хунзакутов составляет 120 лет. Они живут и более 160 лет, женщины даже в преклонные годы сохраняют способность к деторождению, не посещают врачей, да и врачей там попросту нет .

После Мак Каррисона изучением хунзакутов занялся другой ученый - доктор Ральф Бирхер, посвятивший годы исследованию жизни этого малочисленного народа (их всего 15 тысяч человек).

Все европейские наблюдатели отмечали, что единственное отличие хунзакутов от соседей – рацион, основа которого – пшеничные лепешки из цельной муки и фрукты, главным образом абрикосы . Всю зиму и весну они к этому ничего не добавляют, так как и добавлять нечего. Несколько горстей пшеничных зерен и урюка – вот и вся суточная еда.

Хунзакутам свойственны, прежде всего, оптимизм, спокойствие, юмор и гостеприимство. Управляют ими король и совет старейшин, у них нет ни полиции, ни тюрем. Дело в том, что в этом обществе нет и не бывает нарушений общественного порядка и преступлений. Люди, дожившие до преклонного возраста, пользуются огромным уважением и непререкаемым авторитетом. Старческое слабоумие и одряхление им совершенно не свойственны .

Выделенные жирным шрифтом фрагменты текста, причем далеко не всё выделено, – не соответствуют истине. Говорят, что первоисточником этого текста о Шангри-Ле или одной из вариаций такого текста была «Неделя» (газета-приложение к «Известиям») в номере которой в конце 1964 года появилась статья, перепечатанная из французского журнала «Констелласьон».

В тех или иных вариациях эти тексты гуляют по Сети и продолжают обрастать фантастическими подробностями. Терпение лопнуло, когда в одной из таких небылиц появились мои фотографии Хунзы.

Долина Хунзы, какой ее видели эмиры княжества

С террасы королевского дворца – Балтит-форта

Однако вернемся к Маккаррисону. Он проработал на должности хирурга в Гилгите с 1904 по 1911 год и, по его словам, не обнаружил у хунзакутов расстройств пищеварения, язвы желудка, аппендицита, колита и рака. Однако упор в исследованиях Маккаррисон делал на заболевания, лишь связанные с питанием. Множество других болезней осталось вне поля его зрения. Причем не только по этой причине.

Вот это фото, сделанное мною в Хунзе в 2010 году, появилось в ряде небылиц. На плетеном блюде сушатся помидоры

Во-первых, Маккаррисон жил и работал в административной столице Гилгитского агентства. Работа эта невыездная, так как своих больных в Гилгите предостаточно, плюс те, кто приходил из близлежащих деревень.

Врачи, служившие здесь, изредка делали объезды подведомственной и поистине гигантской для одного врача территории, нигде подолгу не задерживаясь. Изредка – это раз в год и только в сезон – когда перевалы свободны от снега. На тот момент дороги до Хунзы не существовало, были лишь караванные тропы, путь был очень нелегким и занимал 2 – 3 дня.

А какой больной, тем более тяжело больной будет в состоянии пройти более сотни километров по страшной жаре летом (испытано на себе) или по весьма неприятному холоду зимой к европейскому, тем более британскому (!) врачу? Ведь в 1891 году англичане провели успешную военную операцию по захвату княжества, присоединили его к Британской империи, и можно предположить, что любить англичан особых поводов у хунзакутов не было.

Одна из улиц в Гилгите сегодня. Уже весной температура здесь может достигать плюс 40 градусов

Если добавить к этому мелочи вроде того, что, например, женщины-мусульманки с гинекологическими проблемами никогда и ни при каких условиях в то время (да и сейчас, полагаю) не пошли бы к врачу-мужчине, да еще и неверному, то очевидно, что статистика, которую собирал талантливый врач Маккаррисон, далека от реального положения вещей в княжестве Хунза. Что и подтвердили позднее другие исследователи, о трудах которых поборники вегетарианства и здорового образа жизни либо умалчивают сознательно, либо, что скорее всего, просто о них не знают. К этим трудам я вернусь чуть позже…

Ищущие страну Шангри-Ла в Хунзе предполагают, что, возможно, болезни миновали хунзакутов ввиду того, что они живут в труднодоступных краях и вообще почти не соприкасаются с чужеземцами. Это неверно. Труднодоступные эти края были поначалу для европейцев. Что касается последнего времени, с 1970-х годов ни о какой изоляции речи нет – Каракорумское шоссе – главный торговый путь между Пакистаном и Китаем пролегает как раз через Хунзу.

Вид на наиболее старую часть Хунзы – Алтит-форт и дома вокруг него. На другом берегу реки Хунзы Каракорумское шоссе

Но и ранее изоляции не существовало. В горах Каракорума и Гиндукуша не так много перевалов, через которые можно попасть из стран Центральной Азии в Индию и обратно. Через такие перевалы проходили ответвления Великого шелкового пути, по которым шли караваны. Одно из таких ответвлений – из Синьцзяна в Кашмир – контролировали хунзакуты (из Алтит-форта ущелье просматривается очень хорошо в обе стороны), они занимались регулярным грабежом и взиманием дани с караванов и путников.

«Весной 1889 года жажда путешествий вновь охватила меня, однако начальство не разрешило поездку, – пишет в то время капитан британской армии Янгхазбенд, – пришлось умирать со скуки и сдувать пылинки с мундира. И вот когда мои мучения достигли предела, прибыла телеграмма из Лондона из министерства иностранных дел с приказом провести разведку северных границ Кашмира в районе, где находится страна хунзакутов или канджутов, как называют их жители Синьцзяна. Хунзакуты постоянно совершали набеги на соседние страны. Не только жители Балтистана опасались их, но и кашмирские войска в Гилгите, то есть на юге, и кочевники-киргизы на севере пребывали в страхе в ожидании нападения.

Когда в 1888 году я был в том районе, до меня дошел слух об очередной дерзкой атаке на караван киргизов, большое число которых хунзакуты либо убили, либо захватили в рабство. Киргизы больше не стали терпеть и обратились с петицией к китайскому императору, однако тот остался глух к просьбам. Тогда кочевники попросили о помощи Британию, и в итоге мне было поручено договориться с эмиром Хунзы».

Договориться с эмиром Янгхазбенду не удалось. Сидевший на троне Хунзы в то время эмир Сафдар Али был жесток и глуп. Янгхазбенд вспоминал потом, что эмир считал британскую королеву и русского царя едва ли не равными себе эмирами соседних княжеств. Правитель сказал буквально следующее: «Мое княжество – только камни и лед, пастбищ и возделанной земли совсем немного. Набеги – единственный источник дохода. Если королева Британии хочет, чтобы я прекратил грабить, пусть выделяет мне субсидии».

Именно поэтому британцы и начали военную кампанию против Хунзы – ее правитель слишком уж прочные начал устанавливать связи с Россией и Китаем, слишком рассчитывал на помощь этих империй, и слишком безнаказанным себя чувствовал, занимаясь грабежами. За что и поплатился. Ход военной операции замечательно описан в книге Эдварда Найта «Там, где встречаются три империи» (Edward Knight «Where Three Empires Meet»).

Так что хунзакуты были далеко не так миролюбивы, как хотелось бы вегетарианцам. Однако насчет того, что в Хунзе сейчас нет ни полиции, ни тюрем, так как в этом обществе нет и не бывает нарушений общественного порядка и преступлений , все правильно… Авторы мифа о Хунзе приписывают эти особенности вегетарианству хунзакутов и забывают лишь упомянуть, что преступности почти нет во всем Гилгит-Балтистане. Хотя в последнее время случилось несколько неприятных исключений, например, .

Гилгит-Балтистан на карте фонда Ага-хана (за исключением Читрала). На всю эту территорию был один-единственный британский врач

Север Пакистана – один из самых спокойных регионов страны – это можно прочесть в любом туристическим проспекте, и это правда ввиду немногочисленности населения и удаленности территорий от крупных городов.

Среди всего объема доступной литературы про Хунзу имело смысл выбрать те документы, авторы которых не повернуты на эзотерике либо вегетарианстве и которые долго прожили в Хунзе и занимались наблюдениями и изысканиями. Подавляющее же большинство путешественников попадало в Хунзу ненадолго и, как правило, только в сезон, то есть летом.

В результате поисков в руки попала книга Джона Кларка «Хунза. Затерянное гималайское королевство» (John Clark «Hunza – Lost Kingdom of the Himalayas»). Кларк – американский ученый, отправившийся в княжество с целью поиска полезных ископаемых в 1950 году. Это была основная его цель, кроме того, он планировал организовать школу деревообработки, познакомить хунзакутов с достижениями сельского хозяйства США и устроить в княжестве лазарет или мини-госпиталь.

В общей сложности Кларк провел в Хунзе 20 месяцев. Особенно интересна статистика лечения хунзакутов, которую он, как и подобает настоящему ученому, скрупулезно вел.

И вот что он пишет: «За время своего пребывания в Хунзе я лечил 5 тысяч 684 пациента (население княжества – на тот момент менее 20 тысяч человек)». То есть более пятой, а то и четвертая часть хунзакутов нуждались в лечении. Какие же были болезни? «К счастью, у большинства были легко диагностируемые заболевания: малярия, дизентерия, глистные инвазии, трахома (хроническое инфекционное заболевание глаз, вызываемое хламидиями), трихофития (стригущий лишай), импетиго (кожная сыпь, причиной которой являются стрептококки либо стафилококки). Кроме того, Кларк описал один случай цинги и диагностировал у хунзакутов серьезные проблемы с зубами и глазами, особенно у стариков.

О кожных заболеваниях у детей, вызванных недостатком витаминов, писал и полковник Дэвид Лоример (David Lockart Robertson Lorimer), представлявший британское правительство в Гилгитском агентстве в 1920 – 1924 годах и живший в Хунзе с 1933 по 1934 год: «после зимы дети хунзакутов выглядят истощенными и страдают различного вида кожными болезнями, которые проходят лишь, когда земля дает первые урожаи». Полковник был, кстати, замечательным лингвистом, его перу в числе прочих принадлежат три книги «Грамматика», «История» и «Словарь» языка бурушаски (The Burushaski Language. 3 vols.), на котором разговаривают хунзакуты и который не входит ни в одну языковую группу.

Проблемы с глазами, особенно у пожилых хунзакутов, были вызваны тем, что в домах топили «по-черному», а дым от очага хоть и выводился через отверстие в крыше, все равно ел глаза.

Аналогичное устройство крыш можно увидеть и в кишлаках Средней Азии. «Через эту дыру в потолке уходит не только дым, но и тепло», – писал Янгхазбенд

Ну, и что касается вегетарианства… Не только в Хунзе, но и – опять же – во всем Гилгит-Балтистане люди живут бедно и едят мясо только по большим праздникам, в том числе религиозным. Кстати, последние до сих пор часто связаны не с исламом, а с доисламскими верованиями, отголоски которых очень даже живы на севере Пакистана. Ритуал на фото ниже, буде исполнен где-нибудь в Центральном Пакистане, где живут ортодоксальные мусульмане, привел бы к убийству за мракобесие.

Шаман пьет кровь жертвенного животного. Северный Пакистан. Район Гилгита, 2011 год. Фото Afsheen Ali

Если бы была возможность есть мясо чаще, хунзакуты бы его ели. Вновь слово доктору Кларку: «забив одну овцу на праздник, большая семья может позволить себе питаться мясом целую неделю. Так как большинство путешественников оказываются в Хунзе только летом, отсюда возникли нелепые слухи о том, что жители страны – вегетарианцы. Просто они могут позволить себе есть мясо в среднем две недели в году. Поэтому они съедают убитое животное целиком – мозг, костный мозг, легкие, требуха – все идет в пищу за исключением трахеи и гениталий».

И еще: «так как диета хунзакутов бедна жирами и витамином D, у них плохие зубы, у доброй половины бочкообразная грудная клетка (один из признаков несовершенного остеогенеза), признаки рахита и проблемы с опорно-двигательным аппаратом».

Хунза, действительно, красивое место. Здесь достаточно мягкий микроклимат, который создают окружающие горы. Здесь, действительно, была одна из немногих точек, где еще совсем недавно сходились три империи – Российская, Британская и Китайская. Здесь до сих пор сохранилась уникальная доисторическая наскальная живопись, здесь на расстоянии вытянутой руки полно шести- и семитысячников и да, в Хунзе, равно как и в Гилгите и в Скарду, растут замечательные абрикосы. Попробовав первый раз урюк в Гилгите, я не мог остановиться и съел его где около полукило – причем немытого, наплевав на последствия. Ибо таких вкусных абрикосов раньше пробовать не доводилось. Это все – реальность. Зачем придумывать сказки?


Запись 12:
Запись 13:
Запись 14:
Запись 15: Хунза – страна вегетарианцев-долгожителей. Эта запись

В конце 1964 года, газета «Неделя» - еженедельное иллюстрированное приложение к газете «Известия» опубликовала очерк о загадочном народе долины Хунза, обитающем на севере Пакистана. Очерк потом был перепечатан в различных региональных изданиях вся эта история стала легендой. И даже попала в «Энциклопедию долгожительства».

Каждый год два сильных горца спускаются с гор крайнего севера Индии и проделывают долгий путь пешком в Бомбей, к Ага-хану. Это посланники таинственного народа хунза, который живет в гималайской долине на высоте двух тысяч метров. Странное зрелище представляют эти двое людей, довольно бодрых после тысячекилометровой дороги по стране, где пустыни сменяются горам" а горы дикими джунглями. Согласно тысячелетнему обычаю, посланцы хунзы приходят в Бомбей, чтобы отдать все богатство, собранное их народом, который не ищет счастья в деньгах. Здоровье — вот культ, предмет заботы, единственное достояние хунзы. В этом заключается странный секрет этих людей, который в течение нескольких лет пытаются раскрыть ученые.

Шотландский врач Мак Каррисон провел четырнадцать лет в северном Кашмире среди народа, живущего рядом с хунзой. Всего лишь расщелина, на дне которой течет горная река, отделяет друг от друга две общины. то время как на одном берегу ему часто приходилось лечить жителей от самых тяжелых заболеваний, на другом не было ни малейших признаков болезней. Первое, что вызвало у него удивление, — это отсутствие терапии, даже самой примитивной. Как будто бы со времен седой древности люди народности хунза никогда не лечились, а продолжительность жизни в маленькой долине была — 110 — 120 лет. Зубная боль и расстройство зрения здесь неизвестны. Женщины выглядят красивыми и до пятидесяти лет сохраняют изящество фигуры. Наблюдая за жителями долины, Каррисон убедился, что хунза — не сверхлюди, их организм ничем особенно не отличается от нашего. Попав в обычные условия, они становятся уязвимыми для болезней. В то же время воздух и воду долины также нельзя считать очень полезными. Там живет много других племен в совершенно бедственном состоянии, страдающих от туберкулеза, тифа, диабета. Хунэу, без всякого сомнения, отличает от других образ жизни, возведенный в ранг религии, и особенно все, что касается режима питания.

Четырнадцать лет наблюдал Каррисон за жизнью горцев. Вернувшись на родину, он издал книгу, которую вначале встретили с некоторым недоверием.

Прошли годы. Этнографы и ориенталисты опубликовали очень интересные данные о хунзе, но вторая мировая война приостановила их работу, и лишь благодаря экспедиции Бельвефе в сентябре 1963 года на эту проблему был пролит новый свет. Экспедиция Бельвефе состояла из двенадцати человек. В нее входили три врача, биолог, этнограф и ботаник. Они нашли «счастливую долину» совершенно не изменившейся. Единственными уступками времени были школа и больница на восемь коек. Ее создал молодой пакистанский врач Али Ахтар, который был одновременно и в отчаянии и в восторге от того, что не имеет ни одного пациента. Бельвефе убедился, что секрет долголетия этих людей кроется в дисциплине питания, подлинной национальной доблести. Категорические ее заповеди сводятся к следующему: мало мяса, за исключением праздников; вегетарианская пища, в основном овощи в сыром виде, кипяченая вода и никаких возбуждающих средств — ни алкоголя, ни табака.

Главная составная часть диеты — фрукты. В долине растут вишни, сливы, персики, абрикосы, дыни, груши, яблоки, виноград. После сбора урожая часть фруктов сушат на соломенных подстилках и запасают на зиму.

Хунза — земледельческий народ, обладающий полной продовольственной автаркией (автономией). За исключением небольшого количества соли, они никогда ничего не покупают за пределами своей долины. Три-четыре месяца, когда плантации не плодоносят, они называют «голодной весной». И тут участники экспедиции сделали потрясающее открытие: в течение этих месяцев хунза не едят.

По крайней мере по нашим понятиям. Лишь один раз в день хунза принимают стакан питательного напитка, приготовленного из фруктов и горной воды. Анализ напитка объяснил все: это был настоящий насыщенный коктейль, содержащий почти все жизненно важные питательные вещества. Хунза готовят свое «чудесное снадобье» а основном из абрикосов. К каждому плоду хунза относятся с уважением. Ядро косточки они едят или давят на масло, а древесина идет на дрова, ибо долина бедна топливом. Этот «плод здоровья» является подлинным добрым гением народа, что подтверждает его пословица: «Твоя жена откажется следовать за тобой туда, где не плодоносят абрикосовые деревья».

Быть красивым, здоровым и сильным до конца своих дней, обладать духом справедливости и терпимости — значит для народа хунза вести существование, достойное того, чтобы жить на земле.

Давид ДЕБАРК (из французского журнала «Констелласьон»)

«КОНСТЕЛЛАСЬОН» («Constellation» — «Созвездие») ежемесячный французский журнал.

На границе Пакистана и Индии расположена долина Хунза, через которую протекает одноименная река. Здесь сходятся три высочайшие горные системы мира: Гималаи, Гиндукуш и Каракорум. Но не этим славится Хунза. Неофициальные ее названия – «долина долгожителей», «оазис здоровья» – говорят сами за себя. Местные жители никогда не болеют, а средняя продолжительность их жизни составляет… 120 лет! Прожить столько, по мнению хунзакутов, может каждый.

Значительная часть народа Хунзы живут 100 и более лет при этом жизненные силы в этом возрасте у них существенно сохраняются. Долгое время считалось, что необычные эффекты долговечности племя хунза имеют благодаря генетическим факторам.

Тем не менее, исследования показали, что экологические факторы играют более важную роль, чем наследственность. Эти факторы включают в себя:

  1. диета, которая основывается, прежде всего, на продуктах растительного происхождения
  2. простой и естественный образ жизни с большим количеством физической активности.

Племя долгожителей хунза не знают о:

  • раке,
  • сердечно-сосудистых заболеваниях,
  • диабете
  • и преждевременном старении.

Здоровые привычки Хунза

Известные американские врачи-кардиологи посетили эту область в 1964 году и выполнили различные исследования, в которых принимали участия 25 человек в возрасте 90-110 лет. Врачи пришли к выводу, что абсолютно все было в норме, и кровяное давление, и уровень холестерина и функция сердца.

Диета Хунза очень простая. Она основывается на свежих и сушеных фруктах, орехах, бобовых и зерновых культурах. Также они потребляют молоко в очень небольших количествах, и большинство из них только один или два раза в год едят мясо.
Следует подчеркнуть, что Хунзы едят только два раза в день , несмотря на суровый климат и географические условия, в которых они живут.

Хунзы - питание

Злаки

Значительную часть рациона Хунза состоит из зерен: ячменя, проса, пшеницы и гречихи. Они используется для приготовления пресного хлеба, который они едят при каждом приеме пищи. В хлебе, в дополнение к крахмалу, который является основным ингредиентом в белой муке, содержатся также ростки пророщенной пшеницы и отруби. Они особенно богаты витамином Е, который является мощным противораковым антиоксидантом.

Фрукты и овощи

Фрукты и овощи являются неотъемлемой частью рациона людей Хунза. Они, как правило, потребляются в сушенном или сыром виде. Если пища проходит термическую обработку, обычно это овощи, то они готовятся очень быстро.

К наиболее потребляемым фруктам относятся: абрикосы, яблоки, груши, персики, вишня, шелковица, ежевика и виноград. В основном выращивается абрикос, который едят в свежем и сушеном виде . Кроме того едят зерна абрикос, которые находятся в косточках.

Хунза используют свежие абрикосовые косточки для изготовления масла. Ядра измельчают на каменной мельнице, а затем полученную массу давят между плоскими камнями. Масло используется для приготовления пищи или как соус для салата.
Оно также служит в качестве лосьона для лица и волос. Также абрикосы используется для приготовления освежающего напитка.

Абрикосовый напиток пью во время «голодной весны» - времени ежегодного поста . Весной еды много и около 2 месяцев это народ проводит в посте - максимальное воздержание от пищи.

При приготовлении сладких блюд они не используют сахар , так известно, что плоды богаты сложными углеводами, которые в отличие от рафинированного белого сахара, очень полезны для человеческого тела.

К наиболее потребляемым овощам относятся: фасоль, горох, нут, морковь, пастернак, картофель, тыква, салат и шпинат.

Орешки

Рецепт миндального масла, которые используются для приготовления пищи, долгожители хунза передают из поколения в поколение, Как питание часто встречается сочетание фруктов и овощей с орехами. Орехи содержат моно- и полиненасыщемые жирные кислоты, такие как линолевая, линоленовая и олеиновая, которые очень необходимы в рационе людей. Насыщенные жирные кислоты, которыми богаты продукты животного происхождения, наоборот являются ненужными и часто вредными для человеческого тела.

Продукты животного происхождения

Надо признать, что народность хунза не является строгими вегетарианцами. Тем не менее, использование животной пищи очень скромное. Мясо едят почти исключительно на праздники, такие как Ид аль-Адха, а некоторые торжества, такие как день рождение или свадьба. В тех редких случаях, когда они едят мясо, то оно подается в скромных порциях, нарезанное небольшими длинными кусочками, сваренное ранее в кипящей воде. Так как большинство Хунза мусульмане, следующие религиозному указу не потреблять кровь, содержащуюся в животной плоти. Этот указ пришел из Библии, где Бог это повелел Моисею и еврейскому народу. Мусульмане приняли эту заповедь, потому что Моисей (Муса) считается пророком Божьим. Дело в том, что кровь и жир животного содержит вредные вещества для здоровья человека: мочевую кислоту, насыщенные жирные кислоты, холестерин, вредные бактерии и вирусы, а также различные паразиты. Хунза обычно потребляют курицу, а баранину и говядину в самых редких случаях. Понятно, что говядина используется редко, поскольку в этих горных регионах скот является настоящим сокровищем.

Долина реки Хунза находится на высоте около 2000 метров над уровнем моря, между двумя самыми высокими горными хребтами на Земле: Гиндукушем и Каракорумом. Эта территория на границе Индии и Пакистана почти полностью изолирована от остального мира высокими горами и опасными ледниками. Но заслуженно считается «оазисом молодости». Ведь именно здесь живут осколки удивительного народа хунза.

Имеется множество свидетельств о том, что на Земле существует удивительное племя, представители которого никогда не болеют, выглядят молодо и удивительно долго живут. Они называют себя хунза, или хунзакуты. По разным данным, их численность составляет от 15 до 87 тысяч человек. Хунзакуты живут в очень суровых условиях на севере Индии, в штате Джамму и Кашмир, в 100 километрах от самого северного города Индии Гилгита. Географическая изоляция позволила им сохранить свои естественные привычки и образ жизни, который формировался в течение тысячелетий.

Любопытно, но хунза, в отличие от соседних народностей, внешне очень похожи на европейцев. Не исключено, что основателями их первых общин были купцы и воины из армии Александра Македонского, которые осели здесь во время похода по горным долинам реки Инд.

Столица этого района — Каримабад. Более 95% населения — мусульмане, господствующий язык — бурушаски. До сих пор не установлено родство этого уникального языка с каким-либо другим языком или языковой семьей мира. Река Хунза являлась естественной преградой для двух средневековых княжеств -Хунза и Нагар. С XVII века эти княжества постоянно враждовали, воровали друг у друга женщин и детей и продавали их в рабство. И те, и другие жили в хорошо укрепленных деревнях.

Народ хунза живет неподалеку от племени калашей и внешне похож на них. И у хунза и у калашей много голубоглазых и светловолосых.

Пройти через эти скальные массивы можно лишь по узким перевалам, ущельям и тропам. С древнейших времен эти пути контролировались княжествами, которые облагали значительной пошлиной все проходящие караваны. Среди них Хунза считалось одним из самых влиятельных. Под влиянием хунзакутов было ущелье, по которому пролегал путь из Синьцзяна в Кашмир. Здесь они занимались регулярными грабежами и поборами с купцов и путников.

Поэтому их опасались как кашмирские войска на юге, так и кочевники-киргизы на севере. Так что хунза были далеко не так миролюбивы, как о них пишут в европейских источниках. Однако прославились они не своей воинственностью, а поразительным здоровьем и уникальным долголетием.

Люди этого племени доживают в среднем до 120 лет, причем даже в столетнем возрасте они работают и ходят в горы. Их 40-летние женщины выглядят как юные девушки, а в 60 лет они еще очень активны. Утверждают, что женщины хунза способны рожать и в 65 лет.

Волшебная диета

Традиционно считается, что впервые о хунза рассказал европейцам талантливый английский военный врач Роберт Мак-Каррисон. В начале XX века он семь лет лечил больных в этом забытом богом районе, и якобы за все эти годы не встретил ни одного больного хунзакута. Он зафиксировал лишь несколько переломов костей и воспаление глаз.

На самом деле одним из первых исследователей этого района был британский полковник Джон Бидделф, живший в Гилгите с 1877 по 1881 год. Этот военный и по совместительству исследователь широкого профиля написал объемный труд «Племена Гиндукуша», в котором, наряду с другими народностями, описал и хунзакутов. Об их потрясающем здоровье и долголетии писали и другие ученые.

Большинство из них сделали вывод, что секрет долголетия хунза заключается в системе их питания. Потребление белков у горцев находится на низшем уровне нормы, а вынужденная диета и приводит к долгожительству. Если человек питается неправильно, то от болезней его не спасет и горный климат. Поэтому неудивительно, что соседи хунза постоянно болеют и живут в два раза меньше.

Свой секрет долголетия местные жители видят в вегетарианстве, физическом труде и постоянном движении. Их основными продуктами питания являются овощи, зерновые культуры и свежие фрукты. Единственный плод, который они засушивают, -это абрикосы. Часть овощей употребляется в сыром виде, часть в тушеном. Хлеб едят только черный. Причем при обмолоте зерна отруби не выбрасываются, а употребляются вместе с мукой.

Часть зерновых культур употребляется в виде проросших зерен. Молоко и молочные продукты, соль, лакомства и алкоголь употребляются в крайне малом количестве. Надо признать, что хунза не являются строгими вегетарианцами. Тем не менее использование животной пищи очень скромное. Большинство из них только один или два раза в год едят мясо. Так как большинство хунза мусульмане, они никогда не употребляют свинину и кровь.

Раз в год, в то время, когда деревья не плодоносят, у племени наступает период голодания. Он может длиться от двух до четырех месяцев. Хунза его называют «голодной весной». В это время жители пьют воду, настоянную на сушеных абрикосах. Такой режим питания возведен в культ и строго соблюдается. Интересно, что дни вынужденного голодания никого не беспокоят и не тревожат. Хунза живут в это время так же интенсивно, как и в «сытые» дни. Видимо, вынужденное голодание является мощным стимулом для очищения организма и сохранения здоровья.

Назло болезням

На самом деле мнение, что хунзакуты практически не болеют, не совсем верно. Они действительно не знают о раке, сердечно-сосудистых заболеваниях, диабете и преждевременном старении. Мак-Каррисон проработал на должности хирурга в Гилгите с 1904 по 1911 год и, по его словам, не обнаружил у хунзакутов расстройств пищеварения, язвы желудка, аппендицита, колита и рака. Однако упор в исследованиях он делал на заболеваниях, связанных исключительно с питанием. Множество других болезней осталось вне его поля зрения.

Отец и сын

В 1964 году эту область посетила группа американских врачей-кардиологов. Они обследовали 25 человек в возрасте 90-110 лет и пришли к выводу, что у них абсолютно все было в норме: и кровяное давление, и уровень холестерина, и функция сердца.

Но не все так безоблачно, как пытаются представить многие журналисты или адепты вегетарианства. Например, полковник Дэвид Лоример, проживший в Хунзе два года (1933-й и 1934-й) отметил в своей книге: «После зимы дети хунзакутов выглядят истощенными и страдают различного вида кожными болезнями, которые проходят, лишь когда земля дает первые урожаи». Причиной этого, по его мнению, был недостаток витаминов.

Еще более конкретным был американский ученый Джон Кларк. В 1950 году он отправился в княжество, где проработал в общей сложности 20 месяцев и вел подробную статистику лечения местных жителей. За это время он принял 5 тысяч 684 пациента (население княжества на тот момент составляло менее 20 тысяч человек). То есть примерно четвертая часть хунзакутов нуждалась в лечении.

Какие же это были болезни? «К счастью, у большинства были легко диагностируемые заболевания: малярия, дизентерия, трахома, стригущий лишай, кожная сыпь и так далее», — отмечал врач. Кроме того, Кларк описал один случай цинги и диагностировал у хунзакутов серьезные проблемы с зубами и глазами, особенно у стариков. Зубы болели от почти полного отсутствия в еде жиров и витамина D. Проблемы же с глазами у них возникали из-за того, что в домах топили «по-черному», а дым очага с годами разъедал глаза.

И тем не менее в 1963 году в Хунзе побывала французская медицинская экспедиция, которая провела перепись населения и установила, что средняя продолжительность жизни здесь составляет 120 лет, что вдвое превышает этот уровень у европейцев. В августе 1977 года в Париже на международном раковом конгрессе было сделано заявление, что «полное отсутствие раковых заболеваний имеет место только среди народности хунза».

Похоже, что хунза реально обладают завидным здоровьем и их с полным основанием можно считать единственным относительно здоровым народом в мире. Для них пройти 100-200 километров — обычное дело. Они легко взбираются на крутые горы и возвращаются домой свежими и веселыми.

Утверждают, что хунза постоянно смеются и всегда в хорошем настроении, они никогда не нервничают и не ссорятся между собой. Учитывая же их исключительную бедность и отсутствие какой-либо внушительной собственности, становятся понятными их оптимизм, юмор и стабильно безмятежное настроение. Благодаря этому хунзакутов можно считать и самыми счастливыми людьми на Земле.

Похожие публикации