Царь израилев. Последние цари израиля

О времени, в которое жил пророк Осия, известно совсем немного. Однако автор делает попытку обрисовать данный период истории Израильского царства и политическую расстановку сил как в стране, так и за ее пределами. Ход событий в описываемое время предшествует полной катастрофе - исчезновению Израильского царства из человеческой истории, депортации и последующей ассимиляции его населения на просторах Ассирийской империи. Историю библейского Израиля вершили пророки. Не случайно многие из тех ветхозаветных книг, которые мы привыкли называть «историческими» - книги Иисуса Навина, Судей, 1-4 Царств (или, по западному делению, 1-2 Самуила и 1-2 Царей), - в древней иудейской традиции относятся к разделу Пророков.

Библейские пророки всегда находились в гуще событий, постоянно вмешивались в политику. Их действия и их слова порой оказывали на современников большее влияние, чем дела царей и военачальников. В их речах и поступках было больше интерпретации настоящего, нежели предсказаний о будущем. Письменные, или поздние пророки, к числу которых принадлежит Осия, в этом смысле - не исключение. Поэтому прежде чем приступить к объяснению небольшой книги, носящей его имя, будет небесполезным обратить внимание на тот исторический контекст, в котором эта книга появилась. Хотя о времени, в которое жил пророк, известно совсем немного, мы все же постараемся на основании имеющихся данных, не претендуя на полноту обзора, описать его.

Северный ветер

Долгое царствование Иеровоама II было последним успешным периодом истории Израиля. Под руководством этого царя Израильское царство достигло вершины своего экономического и военно-политического могущества. В большинстве современных исследований смерть Иеровоама II датируется 747 годом до н.э. . От этой даты до взятия ассирийцами Шомрона (Самарии) в 722 г. - 25 лет. Четверть века смут, мятежей, анархии. Этот последний период израильской истории окончился полной катастрофой - исчезновением Израильского царства из человеческой истории, депортацией и последующей ассимиляцией на просторах Ассирийской империи его населения.

С тех пор как Салманасару I (1274-1245 гг.) удалось завоевать царство Митанни и овладеть всей Северной Месопотамией, естественной западной границей Ассирии стала река Евфрат. Переходя эту реку, ассирийцы оказывались на территориях, населенных арамеями. Ассирийцы издревле стремились к захвату городов на запад от Евфрата, и иногда им это удавалось. Так, еще задолго до образования собственно Ассирийского царства Шамши-Ададу I (1813-1781), правившему в городе Ашшур, удалось захватить крупный торговый центр в Сирии - город Катну (200 км северней Дамаска). Тиглатпаласар I (1115-1077 гг.) совершил карательный поход против арамеев, пройдя далеко на юго-запад от большой излучины Евфрата. Пройдя долиной Бекаа, его войска вышли к средиземноморскому побережью и заняли Финикию вплоть до Сидона. Впрочем, надолго подчинить столь далекие от коренной Ассирии земли ассирийцы тогда не смогли. В XI-X вв. даже Северная Месопотамия еще не была полностью под контролем ассирийских владык, ее постоянно наводняли кочевники - мушки (протоармяне), апешлайцы (возможно, предки абхазцев) и протогрузинские племена с севера, арамеи с юга. В целом можно сказать, что хотя во II тыс. до н.э. некоторые ассирийские цари и предпринимали походы на запад и юго-запад от Евфрата, закрепиться на захваченных территориях им не удавалось. Возможно, они к этому и не стремились, ведь основной целью ассирийских военных экспедиций того времени был контроль над международными торговыми путями и просто прямой грабеж. Территориальное присоединение земель на запад от Евфрата началось позднее, в так называемую «новоассирийскую» эпоху.

Первым царем Новоассирийской державы, чей поход на запад за Евфрат оказался успешным, был Ашшур-нацир-апал II (884-858 гг). Вот как описывает эту кампанию наш отечественный ассириолог Владимир Якобсон: «В 876 году Ашшур-нацир-апал перешел Евфрат... и двинул свои войска на запад, к Средиземному морю. Никто, видимо, даже не пытался оказать ему сопротивление. Принимая по дороге дани и дары от местных царьков, ассирийский царь прошел через долину Оронта и Ливан. На берегу Средиземного моря он, по древнему обычаю, омыл свое оружие в его водах. Учредив ассирийскую колонию на Оронте, Ашшур-нацир-апал вернулся в Ассирию с огромной добычей и кедрами, нарубленными в горах Ливана и Амана. Он построил себе новую великолепную столицу - г. Кальху, заселил ее пленными и жил здесь оставшиеся годы своего царствования. Стратегия Ашшур-нацир-апала заключалась в нанесении молниеносных ударов и в создании опорных пунктов на присоединенных территориях» . Этот поход ассирийцев заставил мелкие сирийские государства объединиться в два военных союза - Северный с центром в Каркемише и Южный с центром в Дамаске.

Сын Ашшур-нацир-апала II Салманасар III (858-824 гг.) провел несколько военных кампаний против арамейских государств и их союзников, в ходе которых предпринял несколько попыток захватить Дамаск. Самое известное сражение Салманасара III - битва при Каркаре в 853 г. Ассирийской армии противостала тогда мощная коалиция армий Хамата, Арвада, Библа, Дамаска и Израиля, а также аммонитские и арабские отряды. Во главе израильской армии стоял Ахав. В Библии об этом сражении ничего не сказано, но ассирийские источники упоминают о двенадцати царях, которых разбил в этом сражении Салманасар III. Произошло ли так на самом деле, ученые сомневаются: битва не имела положительных последствий для Ассирии и в 849-м, 848-м и 845-м годах. Салманасару III пришлось организовывать новые экспедиции за Евфрат, но сопротивление сирийцев и их союзников было столь ожесточенным, что 120-тысячная армия ассирийцев не смогла его сломить. В 841 г. Салманасар III вновь предпринимает поход на юго-запад, в ходе которого подвергает осаде столицу Израиля Шомрон (Самарию). Израильский царь Иеху (Ииуй) вынужден признать вассальную зависимость от Ассирии и выплатить Салманасару III дань. Это событие запечатлено на хранящемся в Британском музее «черном обелиске Салманасара», на котором Иеху изображен перед ассирийским царем в земном поклоне. Но ни во время этого самого успешного похода, ни во время следующего, предпринятого в 838 г., Салманасар III не смог завоевать Дамаск.

Следующий поход на сирийцев и их союзников предпринял Адад-нерари III (811-781 гг.), сын легендарной царицы Шаммурамат (Семирамиды). Во время похода он собрал дань с сирийских царств, но полностью подчинить их не смог. Несколько следующих десятилетий Адад-нирари III и его преемники вынуждены были противостоять военной экспансии Урарту. В тяжелых войнах с этим молодым и агрессивным государством Ассирия теряла северные позиции, и ей было не до сирийских походов.

Положение меняется во второй половине 40-х годов VIII века, когда к власти в Ассирии приходит реформатор Тиглатпаласар III . Он вступает на престол в 745 г. и провозглашает себя «Царем вселенной». Годы его правления (745-727) почти полностью покрывают последний период истории Израиля (от смерти Иеровоама II в 747 г до падения Шомрона в 722 г.). При нем Новоассирийская держава достигает пика своего могущества, становится в подлинном смысле слова империей. Именно ему удается-таки взять в 732 г. бывший доселе неприступным Дамаск. Его реформы в корне изменили как облик самой Ассирии, так и политическую ситуацию на всем Ближнем Востоке, включая Израиль и Иудею. Поэтому следует сказать о них несколько слов.

До Тиглатпаласара III военная политика Ассирии была следующей. Атакуемым городам и народам предлагалось на выбор: или признать над собой власть ассирийцев и начать выплачивать дань, или, в случае неповиновения, подвергнуться тотальному истреблению. Пока военной целью оставался лишь грабеж, такая политика была вполне эффективной. Все награбленное - кони, военное снаряжение, металлы, драгоценности и прочее - транспортировалось в коренную Ассирию. Стены покоренных городов разрушались, каналы засыпались, сады вырубались, жители поголовно, включая женщин и детей, истреблялись. Телевидения в ту пору еще не было, и ассирийцы в пропагандистских целях пользовались приемами самой простой и наглядной агитации: непокорных подвергали самому жестокому террору - массово сажали на кол или сжигали живьем; на городских площадях сооружали пирамиды из связанных пленников, обрекая их тем самым на мучительную смерть. Все это должно было убедить жителей других, еще не захваченных городов самим отворять ворота перед захватчиком. Но в долгосрочной перспективе такая политика была губительной: когда города разрушены, а их жители истреблены, когда стада угнаны или просто пущены под нож, когда сожжены поля и сады, это не может не сказаться на экономике. Вот как описывает последствия экономических просчетов ассирийцев на захваченных территориях уже цитированный выше В.А. Якобсон: «Вновь присоединенные провинции в значительной части были опустошены. Они не давали более дохода, а лишь требовали новых и новых расходов на их удержание... Торговля стала постепенно направляться по новым путям, в обход ассирийских владений и районов возможных военных действий. Из-за экономического упадка значительная часть мелких производителей попадала в долговую кабалу, теряла свои земли. Это ослабляло и военную мощь Ассирии. Огромная военная добыча расходовалась на новые военные экспедиции или оседала в руках военно-бюрократической верхушки, приобретавшей все большее влияние. Наместники провинций обладали чрезмерной властью, они были почти царями, и некоторые из них не прочь были стать царями вполне» .

Тиглатпаласар III осуществил радикальные реформы во всех областях. Прежде всего он реорганизовал армию, которая теперь состояла не из ополченцев и военных колонистов, а из профессиональных воинов, находившихся на полном обеспечении царя. Основной ударной силой при Тиглатпаласаре III стала кавалерия, традиционные колесницы сделались лишь вспомогательным родом войск. В ассирийской армии появились саперы, которые прокладывали дороги, наводили переправы, сооружали осадные валы. Ученые отмечают превосходно налаженную службу разведки и связи в реорганизованной ассирийской армии. Ядром армии стал элитный «царский полк», включавший в себя все рода войск - своего рода армия в миниатюре. В ходе наступательных операций стали широко применяться такие тактические приемы, как внезапные набеги легкой кавалерии и охваты с флангов. Все операции тщательно прорабатывались, и каждая часть получала от главнокомандующего (царя или замещавшего его туртану - высшего военачальника) строго определенную задачу.

Административная реформа была не менее радикальной. Обширные области были раздроблены на более мелкие, а ненадежные князьки из местной знати были заменены «областеначальниками» - лояльными царю ставленниками из ассирийцев, чаще всего евнухов (чтобы не могли посягать на передачу власти по наследству). Вассальные договоры сменились аннексией завоеванных территорий. Этим резко пресекались сепаратистские поползновения окраин . Назывались новообразованные области просто по имени их главного города - Арпад, Цумур, Дор, Дамаск, Мегиддо и т.д. Преемники Тиглатпаласара продолжат эту традицию. Так, после захвата Самарии в списке ассирийских провинций появится Шомрон.

Но, пожалуй, самая важная реформа Тиглатпаласара III связана с изменением отношения к завоеванному населению. Если непокорные народы истреблять, это дурно скажется на экономике страны; если оставлять жить на родной земле, это чревато сепаратизмом, особенно в периоды политической нестабильности или во время оборонительных войн с внешними агрессорами. И то и другое случалось в долгой истории Ассирии не раз, и потому Тиглатпаласар III придумывает гениальное решение проблемы - депортацию. Население завоеванных стран и раньше переселялось в коренную Ассирию, но это было редко и весьма лимитированно - переселяли лишь небольшие группы воинов или высококвалифицированных ремесленников. Теперь депортация становится внутриполитической доминантой. Перемещаются целые народы, целиком. Обычно как можно дальше от родных мест, желательно вообще на противоположные окраины империи . Вдали от родины переселенцы не способны на бунт, на организацию народно-освободительного сопротивления. А во втором-третьем поколениях они в большинстве своем просто ассимилируются . Что и произойдет с десятью коленами Израильского царства, переселенными в Ассирию и расселенными «в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских» (4Цар 17:6).

Тиглатпаласар III известен из ассирийской истории и под другим именем. В 729 году могущественный монарх, реформировавший страну и раздвинувший ее границы до невиданных раньше пределов (на юге - до самой Газы, то есть до египетской границы), короновался в Вавилоне с именем Пулу . Носил ли он это имя до интронизации в Вавилоне, ассиро-вавилонские источники не сообщают. К действиям этого великого завоевателя в Израиле и Иудее обратимся ниже.

На смену Тиглатпаласару III пришел Салманасар V (726-722 гг.), с именем которого связано падение Израиля. В 724 г. Салманасар V начал трехлетнюю осаду Самарии. Во время взятия израильской столицы он умер или был убит заговорщиками. Плодами победы над Израильским царством воспользовался уже Саргон II (722-725 гг.), основатель новой династии ассирийских царей. После падения Израиля Ассирийская империя просуществует еще больше столетия, ее цари завоюют Египет и покорят Элам, Ассирия станет первой в истории человечества «мировой сверхдержавой». Но все это будет уже после гибели Израильского царства.

Обратимся теперь к истории самого Израиля последних десятилетий его политического существования.

Закат Израиля

В долгое царствование Иеровоама II (787-747 гг.) Израиль достиг своего экономического и политического апогея. Израильское царство при этом последнем успешном царе простиралось от Хамата (Емафа) на севере до Мертвого моря на юге: «Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни» (4Цар 14:25). Ему удалось даже то, что до сих пор не удавалось ассирийской армии - захватить Дамаск, главный очаг антиассирийского сопротивления (4Цар 14:28). Отечественный историк Израиля Игорь Тантлевский предполагает, что Аммон и Моав в это время сделались вассалами Израильского царства . Эпоха Иеровоама II совпала с временным ослаблением Ассирии и Арама. Воспользовавшись этим, Израиль, как справедливо отмечает Тантлевский, занял «первенствующее место в регионе» . Основные торговые пути, ведущие из Египта в Месопотамию - «Приморский путь» по побережью Средиземного моря, через Финикию и «Царская дорога», проходившая через Моав, Аммон, Башан (Васан) и Дамаск - оказались на довольно значительной протяженности под контролем израильтян. Контроль за товарооборотом внутри Плодородного полумесяца обеспечил необычайный экономический подъем Израиля, что в свою очередь привело к глубокому имущественному расслоению внутри израильского общества и резко обострило социальные противоречия в нем: все пошлины оседали в руках аристократии, а основная часть населения оказалась у последних в ипотечной кабале. Амос, пророчествовавший в эпоху Иеровоама II, сурово обличал социальные язвы израильского общества .

После смерти Иеровоама II над Израилем воцарился его сын Зхарьяху (Захария), последний представитель династии Ииуя. Процарствовал он недолго, всего лишь полгода (4Цар 15:8-9). А затем, вполне в традициях Северного царства, «составил против него заговор Селлум, сын Иависа, и поразил его пред народом, и убил его, и воцарился вместо него» (4Цар 15:10). Писатель Четвертой книги Царств видит в этом событии исполнение обещания, данного Богом основателю династии Ииую: «Таково было слово Господне, которое Он изрек Ииую, сказав: сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом. И сбылось так» (4Цар 15:12). Для Израиля, где, в отличие от Иудеи, власть не была централизована и где сильны были родоплеменные традиции колен, царствование одной династии на протяжении девяноста лет (а именно столько царствовал Ииуй и его потомки) было довольно долгим периодом стабильности и благоденствия. В этом, говорит писатель Четвертой книги Царств, была награда Ииую за его рвение в искоренении финикийского культа Ваала, официально введенного в Израиле Ахавом. Ииуй покончил с «домом Ахавовым», истребил всех его потомков, положив тем самым конец династии Амврия (омридов). В 4Цар история Ииуя, начиная от его тайного помазания на царство пророком Елисеем до его смерти, описана подробно, особенно пластично и ярко описываются кары, которым подверг Ииуй «дом Ахава» и жрецов Ваала (4Цар 9-10). Репрессии были столь жестоки, что надолго запомнились в Израиле (ср. Ос 1:4). Но хотя Ииуй и проявил похвальную ревность в борьбе с культом Ваала и с его проводниками, в утверждении, очищении и централизации культа YHWH он не был столь же ревностен: «Истребил Ииуй Ваала с земли Израильской. Впрочем, от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, от них не отступал Ииуй - от золотых тельцов, которые в Вефиле и которые в Дане. И сказал Господь Ииую: за то, что ты охотно сделал, что было праведно в очах Моих, выполнил над домом Ахавовым все, что было на сердце у Меня, сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом. Но Ииуй не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева, от всего сердца. Он не отступал от грехов Иеровоама, который ввел Израиля в грех» (4Цар 10:28-31). Нельзя забывать, что историография книг Царств, как и всего корпуса Нав-4Цар - девтерономическая, богословие этих книг - это богословие Второзакония, их автор - житель Иудеи, а не Израиля. А для благочестивого иудея времен реформ Езекии и Иосии нежелание Ииуя разрушить высоты, даже если они посвящены не Ваалу, а YHWH - непростительный грех, продолжение религиозной политики Иеровоама I, основателя независимого от давидидов Израильского царства. С тех пор как в Иудее культ YHWH был строго централизован в Иерусалимском святилище, а высоты в честь YHWH были разрушены и осквернены, для священных писателей Иудеи вся религиозно-политическая история северного соседа стала историей схизмы, всю ее они описывают с богословских позиций Второзакония. А эти позиции настолько, так сказать, давидо- и иерусалимоцентричны, что тот, кто на них стоит, может описывать историю Израильского царства исключительно в темных тонах.

Шаллум (Селлум) процарствовал лишь месяц: «Селлум, сын Иависа, воцарился... и царствовал один месяц в Самарии» (4Цар 15:13). На израильский престол нашелся еще один, более сильный претендент - Менахем (Менаим). Можно предположить, что заговор Шаллума был дворцовым переворотом, а заговор Менахема - военным. Строки Писания скупы, но все же позволяют предположить, что армия негативно восприняла события в Самарии. Вероятно, Менахем был одним из авторитетных военачальников. Его решение взять израильскую столицу и уничтожить Шаллума вполне могло представляться как праведная месть за убийство последним Захарии и потому получить поддержку в войсках и одобрение в народе. Менахем совершает марш-бросок из Тирцы (Фирцы), одной из древних израильских столиц, захватывает Самарию и убивает Шаллума: «И пошел Менаим, сын Гадия из Фирцы , и пришел в Самарию, и поразил Селлума, сына Иависова, в Самарии, и умертвил его, и воцарился вместо него» (4Цар 15:14).

Царствование Менахема продолжалось десять лет, видимо, с конца 747 г. по 738 г. (неполные годы царствования библейская традиция обычно считает как полные). Его власть признают не все. Утвердившись в Самарии, Менахем устраивает карательную экспедицию против непокорных, оплотом которых был город Типсах: «И поразил Менаим Типсах и всех, которые были в нем и в пределах его, начиная от Фирцы, за то, что город не отворил ворот, и разбил его, и всех беременных женщин в нем разрубил» (4Цар 15:16). Вероятно, развалины древнего Типсаха находятся под холмом Хирбет-Тафсах в 11 км юго-западней нынешнего Наблуса . Интересно, что в Септуагинте в 4Цар 15:16 говорится не о Типсахе, а о Таппуахе, который, согласно книге Иисуса Навина, располагался на границе колен Ефрема и Манассии (ср. Нав 16:8;17:8). Если локализация Тапуаха на месте холма Шех-Абу-Зарад в 12 км юго-западней Наблуса и локализация Типсаха на месте Хирбет-Тафсаха верны, то эти города располагались совсем неподалеку друг от друга: на Ефремовом нагорье, в 11-12 км южней Шхема (Сихема), нынешнего Наблуса. Тирца (Фирца), в свою очередь, судя по раскопкам холма Тель-эль-Фарах, располагалась на северо-восток от Шхема, примерно в 10 км от него. То есть от Типсаха или Таппуаха до Тирцы - около 20 км.

Разрубать беременных женщин было военным обычаем того времени, так поступали в захваченных городах все ближневосточные армии, и Израиль не был исключением. Это значило лишить будущего завоеванный город или народ. Но так делали по отношению к другим народам, Менахем же проявил эту жестокость в отношении части собственного народа - некоторых городов Ефремова нагорья. Но ближайшая история покажет - Израиль как государство действительно будет лишен будущности. Десять населяющих его колен будут угнаны из родных мест и расселены на просторах Месопотамии.

Некоторые ученые полагают, что репрессии Менахема спровоцировали полномасштабную гражданскую войну и что при нем Израиль оказался разделенным на две территории, которые пророк Осия именует «Израилем» и «Эфраимом» («Ефремом») .

Терроризируя население, Менахем хотел добиться не только покорности себе лично, не только устрашающими репрессиями утвердить свой престол, но, по всей видимости, и искоренить проегипетские настроения в стране. Вполне можно допустить, что скорая гибель Захарии и вместе с ним всей династии Ииуя, неуспех Шаллума и его сторонников были обусловлены борьбой в Израиле двух «партий» - проегипетской (к которой, возможно, принадлежал Шаллум) и проассирийской (к которой принадлежал Менахем). Видимо, на эту внутреннюю партийную борьбу намекает пророк Осия, когда говорит: «И стал Ефрем как глупый голубь, без сердца: зовут египтян, идут в Ассирию» (Ос 7:11). Пророки - творцы духовной истории, для них очевидно: полагаться надо не на Египет, и даже не на Ассирию, а только на Бога: «Гордость Израиля унижена в глазах их - и при всем том они не обратились к Господу Богу своему и не взыскали Его» (Ос 7:10). В отличие от них, цари - творцы истории политической, и им не обойтись без дипломатии во внешней политике, особенно когда под угрозой оказывается само существование управляемых ими царств.

В конце 40-х годов VIII века политическая обстановка на Ближнем Востоке изменилась настолько, что думать о подлинной политической независимости не могло уже ни одно государство: над всеми нависала агрессивная тень Ассирии. У Израиля выбор был невелик: или признать полную, тотальную зависимость от Ассирии, или оказать сопротивление. Делать последнее в одиночку было бы безумием, поэтому взоры антиассирийской партии обращались к естественному конкуренту Ассирии в Плодородном полумесяце - к Египту (та же альтернатива будет в начале VI века у Иудеи: или Вавилон, или Египет) . Но увы, в то время Египет сам находился в затяжном и глубоком внутреннем кризисе, коллапс XXIII династии и анархия его самого через несколько десятилетий приведут к потере независимости и к ассирийскому завоеванию. Так что выбор в пользу Ассирии, сделанный Менахемом, был оправдан. Если бы Менахем не признал вассальную зависимость от Тиглатпаласара III и не подтверждал ее всеми возможными средствами, не останавливаясь даже перед террором против собственного народа, история Северного царства могла бы закончиться двумя десятками лет раньше.

Победив армию Урарту в сражении на верхнем Евфрате в 743 г., Тиглатпаласар III осадил столицу Северосирийского союза Арпад и после длительной осады взял его. В 738 г. состоялся его второй поход на запад, в результате которого, как пишет Якобсон, «многие страны Сирии, а также юго-востока Малой Азии (Табал) и арабские племена Сирийской полупустыни были вынуждены изъявить покорность и принести дань. В Сирии были созданы новые провинции, а значительная часть населения угнана в плен» . Видимо, именно во время этого похода Менахем выплатил Тиглатпаласару III ту огромную дань, о которой говорится в Библии: «Тогда пришел Фул, царь ассирийский, на землю Израилеву. И дал Менаим Фулу тысячу талантов серебра, чтобы руки его были за него и чтобы утвердить царство в руке своей. И разложил Менаим это серебро на израильтян, на всех людей богатых, по пятидесяти сиклей серебра на каждого человека, чтобы отдать царю ассирийскому. И пошел назад царь ассирийский, и не остался там в земле» (4Цар 15:19-20). Библейские данные подтверждаются анналами самого Тиглатпаласара III, в которых Менахем перечислен вместе со многими другими царями, выплатившими царю дань, в частности, с Рецином Дамасским и Хирамом Тирским. Тысяча талантов серебра (около 30-35 тонн!) - огромная сумма. В одном таланте - 3000 шекелей. Итого - 3 миллиона шекелей. Если эту сумму разделить на 50 шекелей, выплатить которые были обязаны богатые собственники, получим число этих собственников - 60000 человек. Вряд ли столь радикальная контрибуция могла понравиться подданным Менахема. А антиассирийских настроений она не могла не усилить.

Сын Менахема Пекахъя (Факия) процарствовал недолго - два (скорей всего, неполных) года (738-737). Очередная, седьмая в истории Израиля, династия, династия Менахема, окончилась, едва начавшись. Ее насильственно прервал один из военных сановников Пекахъи - Пеках (Факей): «И составил против него заговор Факей, сын Ремалии, сановник его, и поразил его в Самарии в палате царского дома, с Арговом и Арием, имея с собою пятьдесят человек галаадитян, и умертвил его, и воцарился вместо него» (4Цар 15:25). Упоминаемые здесь Аргов и Арье (Арий) были или приближенными Пекахъи (может быть, начальниками его личной гвардии), или, напротив - пришли вместе с Пекахом, чтобы убить Пекахъю. Библейский текст допускает оба понимания. Второго варианта придерживается средневековая еврейская экзегеза в лице Давида Кимхи: «Это имена двух героев. Пеках пришел вместе с ними и с пятьюдесятью воинами из сынов Гил"ада и умертвил царя» . То, что с помощью небольшого отряда из Галаада (Заиорданье) удалось совершить переворот, говорит о слабости и неустойчивости власти Пекахъи. Скорее всего, Пекахъя, продолжавший признавать себя рабом Тиглатпаласара III, не был популярен в стране: слишком уж дорогой ценой доставалась Израилю призрачная независимость.

В противоположность Менахему и Пекахъи Пеках (737-732), видимо, был настроен на разрыв вассального договора с Ассирией. Об этом красноречиво свидетельствует его союз с Рецином II, последним царем Дамаска. Два царя, Рецин и Пеках, заключили пакт и, чтобы обезопасить себе тылы, совместными силами напали на Иудею . У историков эта война получила название «сиро-эфраимитской»: Эфраимом (Ефремом) в таком названии parsprototo обозначается все Израильское царство. В военном отношении Иудея тогда не была чем-то значительным. Потерпев поражение на поле сражения от израильско-сирийской коалиции и затворившись в Иерусалиме, молодой иудейский царь Ахаз (736-716) отправляет послов к Тиглатпаласару III, с богатыми дарами из разграбленного им иерусалимского храма и из собственной казны, спеша признать себя его рабом и прося о защите (4Цар 16:5-9. Ср. 2Пар 28:5-8,16. Ис 7). О защите не только от израильтян и сирийцев, но и от филистимлян, которые захватили юго-западные территории Иудеи (2Пар 28:18). Под предлогом оказания помощи Иудее ассирийские полчища вторгаются в Галаад и в Галилею и без труда захватывают эти израильские территории: «Во дни Факея, царя Израильского, пришел Феглаффелласар, царь Ассирийский, и взял Ион, Авел-Беф-Мааху, и Ианох, и Кедес, и Асор, и Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию» (4Цар 15:29). Эта экспедиция состоялась, согласно ассирийским документам, в 734-732 годах. В анналах Тиглатпаласара III говорится о 13 500 израильтянах, депортированных из страны. Израильский археолог Исраэль Финкельштейн пишет, что эта цифра не преувеличена, ей вполне можно доверять: «Археологические данные Нижней Галилеи, - говорит он, - говорят о сильном уменьшении численности населения» . Обнаруженные археологами разрушения в Тель-Киннерете, Эн-Геве и Тель-Хадаре, расположенных на берегу Галилейского озера, обычно связывают именно с этим походом. То же можно сказать и о других, более крупных израильских городах. Финкельштейн пишет: «Во многих местах можно наблюдать ужасные последствия захвата, начатого Тиглатпаласаром. В Хацоре (Асор русского Синодального перевода, 4Цар 15:29 - иг. А.)... последний израильский город был разрушен и обращен в пепел. Имеется наглядное археологическое свидетельство, что в период перед заключительной ассирийской атакой городские укрепления были разрушены. Также в Дане и Бет-Шеане имеются свидетельства тотального разрушения» . Из крупных городов сохранен от полного разрушения был только Мегиддо. Этому имеется простое объяснение: Мегиддо суждено было стать центром новой ассирийской провинции, а во дворцах с пилястрами должна будет разместиться ее администрация. Захватывает Тиглатпаласар III и всю Палестину вплоть до Газы, ворот Египта. Царь Газы Ханнон бежит в Египет, оставляя город на разграбление ассирийцам . В 732 году ассирийский царь берет, наконец, и Дамаск, окончательно положив конец Дамасскому царству: «И пошел царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил» (4 Цар 16:9). Так сбылось пророчество Амоса: «И пойдет народ арамейский в плен в Кир» (Ам 1:5). Иудею после выплаты ею дани Тиглатпаласар III оставляет в покое, а остальные царства теряют свою полунезависимость, дробятся на провинции под прямым управлением ассирийцев (на землях, отобранных у Израиля, это провинции Мегиддо, Дор, Карнаим и Гилъад), население их депортируется, а территории заселяются переселенцами из коренной Ассирии.

Израильское царство, чьей территорией после этого разгромного похода Тиглатпаласара III остается лишь Ефремово нагорье с центром в Самарии (около 20% от прежней территории), продолжает, в отличие от Дамаска, существовать. Такой «недосмотр» со стороны ассирийцев может быть объяснен по крайней мере двумя причинами. Во-первых, во время долгого, длившегося примерно два года, похода ассирийского царя в Палестину и Южную Сирию, в подчиненном Ассирии Вавилоне воцарилась анархия, и царь вынужден был отправиться туда со всем своим войском восстанавливать порядок, а заодно и короноваться под вавилонским именем Пулу. Осаждать Самарию Тиглатпаласару III было просто недосуг. Во-вторых, в этой отчаянной ситуации в Самарии, и вновь через переворот, приходит к власти новый царь, выражающий свою полную покорность ассирийскому владыке. Израиль вновь становится вассалом Ассирии.

Этого последнего израильского царя звали Ошеа(Осия,732-724): «И составил заговор Осия, сын Илы, против Факея, сына Ремалиина, и поразил его, и умертвил его, и воцарился вместо него» (4Цар 15:30). Востоковед Игорь Липовский предполагает, что Осия «представлял интересы тех же сил, что и династия Йеху, то есть яхвистов из израильских племен, компромиссно настроенных в отношении Ассирии» . Свое предположение ученый обосновывает ссылкой на библейский текст: «И делал он неугодное в очах Господних, но не так, как цари Израильские, которые были прежде него» (4Цар 17:2). Возможно, прийти к власти Осии помогли сами ассирийцы. По крайней мере, об этом говорит сам Тиглатпаласар III, если только не видеть в этом одно лишь обычное для ассирийских документов хвастовство: «Дом Омри, весь его народ со всем его имуществом я переселил в Ассирию. Так как они свергли (iskipuma) их царя Пекаха, я поставил Осию управлять ими» . Риччиотти считает, что для Тиглатпаласара III Осия стал этакой longamanus: «Заговор против Пекаха... мог быть инспирирован самим Тиглатпаласаром... Цареубийца был премирован короной, но признан лишь как царь-вассал, который... должен был, согласно ассирийскому документу, выплатить Тиглатпаласару дань в размере десяти талантов золота и неуточненного количества серебра» .

Гибель Израиля

Весь период от смерти Иеровоама II в 747 г. до падения Самарии в 722 г. Финкельштейн называет «предсмертной агонией (the Death Throes) Израиля» . Особенно хорошо эта метафора подходит к последнему десятилетию израильской истории.

В 727 году умер Тиглатпаласар III. Время от смерти одного повелителя до интронизации другого - это всегда время нестабильности, особенно на окраинах, где в такие критические моменты «мятутся народы и племена замышляют» (Пс 2:1), как бы им выйти из-под чужеземного ярма. Псалмопевец сказал это о вассалах своего царства, но и для великой империи Востока, Ассирии, отложение окраин в период междуцарствия было постоянной опасностью. Вассальные князьки, а порой и собственные ассирийские наместники в периоды между смертью одного царя и воцарением другого уже не считали себя связанными клятвами, данными усопшему, и начинали искать независимости. Возможно, именно в этот период неясности между смертью Тиглатпаласара III и коронацией его преемника Салманасара V и решился последний израильский царь на опаснейшее предприятие - отложиться от Ассирии .

Но ассирийская разведка работала хорошо, шпионы и информаторы, как говорят историки, были у ассирийцев повсюду, поэтому новый царь вскоре узнал о заговоре и его реакция не замедлила. Библия об этом говорит так: «И заметил царь Ассирийский в Осии измену, так как он посылал послов к Сигору , царю Египетскому, и не доставлял дани царю Ассирийскому каждый год; и взял его царь Ассирийский под стражу, и заключил его в дом темничный» (4Цар 17:4). Понять Осию не трудно. Оставаться рабом Ассирии, номинальным царьком вассального государства, редуцированного Тиглатпаласаром III до столицы с ее окрестностями - или при военной поддержке египтян освободиться от ассирийцев и не только восстановить независимость, но и вернуть отобранные территории? Направление послов к фараону было жестом отчаяния: задушенная отъятием плодородных земель и непомерной контрибуцией Самария медленно умирала под ассирийским игом. Собственной сколь-нибудь значимой армии у Израиля уже не было, единственной надеждой на возрождение страны стал Египет, вероятно, обещавший Израилю военную поддержку в случае выступления против Ассирии. Эти обещания основатель недолгой XXIV династии Тефнахт I, владевший лишь частью Дельты (со столицей в Саисе) и отчаянно оборонявшийся от напиравших с юга нубийцев, вряд ли мог выполнить. Но вывести Израиль из-под ассирийской зависимости ему, несомненно, было выгодно. Липковский предполагает: «Своими обещаниями о поддержке египтяне умышленно толкнули Израиль на выступление против Ассирии, чтобы задержать ее армию в Палестине и тем самым выиграть время для укрепления собственных позиций» .

При каких обстоятельствах произошел арест Осии, неизвестно. Может быть, Салманасар V (726-722), начавший усмиряющий поход на Газу и Палестину, вызвал его к себе в ставку и арестовал, а может быть, Осия бежал из уже осажденной Самарии и был схвачен. Произошло это в 724 или в 723 году. Дальнейшая судьба Осии не известна. Столица держала осаду уже без своего царя.

Библия говорит о трехлетней осаде Самарии, но эти три года могут быть неполными: библейская традиция считает неполные годы за полные. Учитывая этот факт, «три года» осады, о которых говорится, в реальности могут быть двумя годами, или даже менее чем двумя. Но все равно это не мало. Мы ничего не знаем о том, что происходило в те месяцы и годы внутри стен осажденного города. Но нельзя не удивиться героизму и мужеству его жителей, оставшихся без царя, которые столь долго сопротивлялись натиску осаждавших - самой могущественной в то время армии под командованием самого Салманасара V.

«В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских» (4Цар 17:6; ср. 18:9-11). Во время осады или во время взятия города Салманасар V внезапно умер (или, скорее, был убит). Все плоды победы достались уже новому «царю вселенной» - Саргону ΙΙ (722-705) . В своих анналах Саргон II хвастает: «27 290 жителей [Самарии] я выселил, 50 взятых колесниц включил в мое войско... Я перестроил Самарию и сделал ее большей, чем она была. Завоеванный мной народ земли я оставил на месте. Я поставил одного из моих евнухов управлять ими и обложил их данью и налогами как ассирийцев» . О разрушении ассирийцами Самарии свидетельствует VI археологический слой города; VII слой Самарии - это уже ассирийский город. В 722 (или 721) последний кусочек ушедшего с исторической арены государства - Самария и ее окрестности - стали очередной ассирийской провинцией, получившей по традиции то же название, что и административный центр - Шомрон (Самария). История государства Израиль закончилась.

Флаг Израиля

Флаг представляет собой белое прямоугольное полотнище с двумя горизонтальными синими полосами по краям и звездой Давида в центре.

Израильский флаг символизирует государство от Нила до Евфрата: нижняя полоса - берег реки Нил, верхняя полоса - берег реки Евфрат, а звезда Давида - Иерусалим.

Звезда Давида

Звезда Давида (ивр. Маген Давид, «Щит Давида»; в идише произносится могендовид) - древний символ, эмблема в форме шестиконечной звезды (гексаграммы), в которой два одинаковых равносторонних треугольника (один развёрнут вершиной вверх, другой - вершиной вниз) наложены друг на друга, образуя структуру из шести одинаковых равносторонних треугольников, присоединённых к сторонам правильного шестиугольника. Существуют различные версии происхождения названия символа, от связывающих его с легендой о форме щитов воинов царя Давида до возводящих его к имени лжемессии Давида Алроя или талмудическому обороту, обозначающему Бога Израиля. Другой его вариант известен под именем «Печать царя Соломона».

Печать царя Соломона

Печатью царя Соломона называется символ из двух наложенных друг на друга равносторонних треугольников (Звезда Давида), помещённый на легендарном перстне-печатке царя Соломона, который давал ему власть над джиннами и возможность разговаривать с животными.

Герб Иерусалима

Геральдический щит имеет английскую форму с синим контуром. По всему щиту изображена Стена Плача и фигура льва. По бокам щита расположились оливковые ветви. Над гербом на иврите написано название города. Лев символизирует род Иуды, ветви оливы символизирую мир, синий цвет символизирует иудаизм.

Современная реконструкция печати царя Соломона

Печать Соломона - символ, представляющий собой шестиконечную звезду. Печать Соломона имеет и иные названия: щит Соломона, звезда Давида. Согласно легенде эта печать была выгравирована на знаменитом кольце царя Соломона, с помощью которого он мог управлять полчищами демонов.

История Иерусалимского храма полна легенд: учёные до сих пор не могут прийти к единому мнению. Считается, что Соломон принялся за строительство спустя 4 года после своего воцарения. Хирам, царь Тира и Библа, прислал ему в помощь опытного архитектора Хирама Абиффа, искусных плотников и ремесленников. Над зданием работали 7 лет - по некоторым данным, в стройке участвовали более 150 тысяч человек. В 950 году закончились работы над храмом, а через год его освятили. Был устроен величайший праздник, который длился 14 дней. Ковчег Завета установили в Святая святых. (Особое место в храме, где находился Камень Основания или так называемый Краеугольный Камень. Считается, что именно с этого места Бог начал сотворение мира. Сейчас над этим камнем расположен мусульманский Купол Скалы). Соломон публично прочёл молитву.

Иерусалимский храм был частью дворцового комплекса. Неподалеку от него находился большой дворец, куда из храма вел отдельный вход. Рядом также располагались летний дворец самого Соломона и дворец его жены, дочери египетского фараона.


Израильское царство
ивр. ‏ממלכת ישראל‏‎
Раздел находится в разработке

Колена Израилевы

При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова. У Иакова были две жены - Лия, Рахиль, и служанки жён - Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа).

Сыновья Лии: Рувим (Рэувен), Симеон (Шимон), Левий (Леви), Иуда (Иехуда), Иссахар, Завулон (Зевулун). Сыновья Рахили: Иосиф (Йосэф), Вениамин (Биньямин). Сыновья Валлы (Билхи): Дан, Неффалим (Нафтали). Сыновья Зелфы (Зилпы): Гад, Асир (Ашер)

У Иосифа были двое сыновей: Манассия (Менаше) и Ефрем (Эфраим), которых Иаков возвёл в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа, что увеличило число колен до 13.

Списки Израилевых колен в Библии не приводят колено Иосифа как самостоятельное, связывая его только с Ефремом и Манассией. Повсеместно также делаются оговорки, исключающие колено Леви как посвящённое служению Богу. Так, оно не входит в счет боеспособных мужчин, не указано его место в порядке следования колен при переходах на пути в Ханаан; оно не получает удела в Земле Обетованной и в Заиорданье. Лишённое земельного надела колено Леви, фактически не включается в общий счёт, и выделение его из сообщества колен для выполнения только ему разрешённых функций, восстанавливает первоначальное число двенадцати Израилевых колен. Предписания, касающиеся числа колен без их перечисления, также указывают 12 как их традиционное число. Таким образом, возможны 2 толкования 12 колен Израилевых: вышеперечисленные 14 за исключением либо Леви и Иосифа, либо сыновей Иосифа.

В Земле обетованной каждое колено получило свой удел.

После смерти царя Соломона в 928 году до нашей эры единое Израильское царство распалось на два царства: Иудею на юге (земли колен Иуды и Вениамина) и Израиль на севере (территория проживания остальных десяти колен).

В 732-722 годы до нашей эры. Израильское царство было захвачено Ассирией; большая часть его населения была уведена в плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.

В эпоху Второго Храма большинство еврейских семейств, видимо, уже не могло доказать свою принадлежность к тому или другому колену.

Согласно Новому Завету, Иоанн Креститель был священнического рода, некая пророчица Анна происходила из колена Ашера, апостол Павел из Тарса - из колена Вениамина. Число апостолов христианской церкви - двенадцать - носит символический характер и связано с числом сыновей Иакова и, соответственно, Израилевых колен.

На сегодняшний день, сознание племенной причастности сохранилось лишь у потомков колена Леви (Левиты), часть которых (коэны) даже хранит память о своём происхождении из рода Аарона.

Исход

Согласно Библии, пастушеский род Иакова-Израиля, - прародителя евреев, вследствие голода покинул Ханаан и переселился в Египет, обосновавшись в земле Гесем, благодаря тому, что его сын Иосиф Прекрасный стал советником фараона и породнился с местной аристократией.

Согласно Библии израильтяне пребывали в Египте 400 лет, или 430 лет.

С течением времени численность израильтян значительно возросла, превысив численность египтян. Новый фараон, который не знал Иосифа, опасаясь военных столкновений с израильтянами, повелел изнурять израильтян тяжелыми работами, чтобы сдержать рост их численности.

Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии ослабить молодой народ, он приказал убивать родившихся мальчиков из племени израильтян. В это время рождается будущий вождь и освободитель еврейского народа Моисей.

Мать Моисея Иохаведа (Йохевед), чтобы спасти его от убийства, положила трехмесячного сына в просмоленную корзину и пустила по водам Нила под присмотром своей дочери. Младенца нашла дочь фараона и взяла в свой дом.

Когда Моисей вырос и оказался среди израильтян, он увидел египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал израильтянина. Моисей убил египтянина и сбежал из Египта, опасаясь мести. Он обосновался в земле мадианитян, женился на дочери мадианского священника и пас скот своего тестя.

Однажды, когда Моисей пас стадо у горы, ему явился Бог в горящем, но несгорающем кустарнике (неопалимая купина) и повелел вернуться в Египет, чтобы вывести израильтян из рабства и переселиться в Ханаан, как было обещано праотцам.

В возрасте 80 лет Моисей возвращается в Египет и требует у фараона отпустить израильтян, но фараон отказывается. Тогда Бог насылает на Египет десять бедствий (Десять казней египетских). Только после десятой казни, в результате которой умерли все перворожденные дети египтян и перворожденный скот, фараон настаивает, чтобы израильтяне покинули Египет. Согласно Исходу десять бедствий не затронули израильтян. В случае последней казни ангел смерти «миновал» дома евреев, которые были отмечены кровью жертвенного агнца.

Собрав у египтян ценные вещи, израильтяне в числе 600,000 мужчин покинули Египет. Тем временем фараон изменил своё решение и с армией погнался за израильтянами, рассчитывая вновь их поработить. Армия фараона настигла евреев у моря камышей. По воле Бога воды моря расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян.

Через три месяца перехода по пустыне израильтяне достигли горы Синай. Здесь израильтяне стали свидетелями теофании, а Моисей на вершине горы получил от Бога десять заповедей. У горы также был заключён завет между Богом и израильтянами. Там же по воле Бога была сооружена Скиния (походный Храм), мужчины из колена Левия (левиты) были назначены священниками. Брат Моисея Аарон стал первосвященником.

В течение года израильтяне жили у горы Синай. В этот период была произведена перепись, согласно которой среди израильтян насчитывалось 603 550 способных воевать мужчин.

От Синая израильтяне направились в Ханаан через пустыню Фаран. Достигнув границ Ханаана, они направили в обещанную землю двенадцать разведчиков. Десять из них, вернувшись, высказали сомнения в возможности завоевания Ханаана. Народ, усомнившись в обещании Бога обеспечить победу над хананеями, начал роптать. За это Бог обрек евреев сорок лет скитаться в пустыне, чтобы за это время умерли все, кто был рабами в Египте, включая Моисея.

Сорок лет спустя израильтяне обогнули с востока Моав и разбили в битве амореев. После этой победы они вышли к берегу Иордана у горы Нево. Здесь умер Моисей, назначив своим преемником Иисуса Навина (1272-1244 годы до нашей эры).

Первым делом евреи под предводительством Иисуса Навина атакуют Иерихон. В течение семи дней их войска маршируют вокруг городских стен, возглавляемые жрецами, несущими ковчег завета. На седьмой день войско обошло город семь раз, сопровождаемое играющими на трубах священниками. В определённый момент Иисус приказывает всему народу одновременно крикнуть, и тотчас стены города падают сами собой.

После этого Иисус приказывает истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот. Пощадили только блудницу Раав и её родню за то, что Раав ранее укрыла еврейских разведчиков, проникших в город. Сам Иерихон был полностью сожжён.

Далее, вступив в Землю обетованную, он в целом ряде сражений победил несколько ханаанских племён, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями. Город Гай Иисус захватил, а население его истребил полностью, как и в Иерихоне. Пять царей - иерусалимский, хевронский, иерамуфский, лахисский и еглонский - объединились против израильтян. Однако Иисусу удалось нанести им поражение. Бог принял участие в сражении на его стороне, бросая с неба камни в войско неприятеля. Все жители этих городов были поголовно истреблены. На помощь царю Лахиса пришёл царь Газерский, но израильтяне одержали верх и истребили его народ полностью. Та же судьба постигла всех жителей городов Еглон и Хеврон.

После покорения и раздела земли Иисус мирно скончался и был погребён на горе Ефремовой.

Эпоха судей 1244-1040 годы до нашей эры

Эпоха судей охватывает период библейской истории от смерти Иисуса Навина до разрушения скинии завета в Силоме, что соответствует позднему бронзовому веку.

Несмотря на «юридическое» название, данная эпоха может быть названа смутным временем, характеризующимся вспышками межплеменного и межэтнического насилия: «когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым». В это время израильтяне (потомки Иакова) распались на 12 племен, символически объединенных вокруг религии предков и осознания своего кровного родства, что не мешало таким эксцессам трайбализма как резня колена Ефрема и колена Вениамина, в ходе которых погибло до 92 тыс. израильтян (42 тыс. ефремлян, 25 тыс. сынов вениаминовых и 22 тыс. ратников израильского ополчения). Общее же количество израильтян, способных к войне, в это время насчитывало 400 тыс. человек. Примечательно, что ранее общее количество израильтян, вышедших из Египта при Моисее, было 600 тыс. человек.

В эпоху Судей часть израильтян продолжала вести кочевой образ жизни, другая стала переходить к оседлости. Жители иудейского Вифлиема, например, выращивали ячмень и пшеницу.

Символическими авторитетами израильтян в это время были судьи (шофтим), к которым приходили «на суд». Судьи являлись активными носителями израильского самосознания и посему ожесточенно сопротивлялись тенденциям ассимиляции израильтян в среде местного населения: ханаанеев, хеттиев, амореев и иевусеев. Это проявлялось и в том, что судьи предводительствовали израильским ополчением и призывали к уничтожению святилищ местных народов (капищ Баала и Астарты). Судьей мог быть и пророк (Самуил), и главарь банды разбойников (Иеффай), и женщина (Девора). При этом все они активно исполняли судейские функции, что позволило поставить вопрос, что философия права, так же как и современная доктрина разделения властей, имеет истоки в Ветхом Завете.

Последующее за эпохой судей установление при посредстве судьи Самуила израильской монархии демонстрирует то, что не имели судьи: регулярную армию, всеобщее налогообложение и реальную исполнительную власть. Нравственный авторитет судей не всегда соответствовал их популярности. Они не гнушались убийствами и блудом (Самсон), а также и мздоимством (сыновья Самуила Иоиль и Авия), хотя в целом их власть была основана либо на высоком моральном авторитете, либо на военной силе, поскольку и то, и другое позволяло исполнить вынесенные ими судебные решения, особенно в случае судебных споров между представителями разных колен.

Единое Израильское царство 1040-928 годы до нашей эры

История Израильского царства начинается возведением первосвященником и пророком Самуилом Саула в царское достоинство - помазанием на царство Саула как первого Израильского царя. Как свидетельствуют книги Царств, Саул недолго был верным слугой Божим. В частности, через Самуила Бог повелел Саулу покарать амаликитян и, в том числе, предать царя амаликитян смертной казни и уничтожить весь скот амаликитян. Но Саул не полностью выполнил Божье повеление. Царь амаликитян был взят в плен, но не умерщвлён, а скот амаликитян объявлен военным трофеем. В другой раз Саул самочинно совершил всесожжение, не дождавшись первосвященника - в данном случае пророка Самуила, задержавшегося по пути к военному лагерю Саула. В результате Самуилу было велено Богом помазать на царство юного Давида, в то время пасшего отцовские стада.

После победы Давида над Голиафом, предрешившей победу израильского войска над филистимским, а также после ряда других удачных военных акций против филистимлян, популярность Давида резко взлетает вверх. Саул был в панике, испугавшись, что Давид отнимет у него царский престол. В результате Израильское царство фактически пережило и первую (но не последнюю) гражданскую войну. Правление Саула завершилось разгромом его войска филистимлянами, его сын пал в сражении, сам же Саул покончил с собой, опасаясь быть взятым в плен.

Период царствования Давида и Соломона (1010-928 годы) - золотой век Израильского царства. В 1010 году Давид переносит столицу в Иерусалим и значительно расширяет город. Согласно описанию из Книги Царей, царство Давида простиралось от берегов Евфрата до Газы. Но и его правление было небезоблачным. В частности, случилась новая гражданская война. Давиду противостоял его сын Авессалом, незаконно претендовавший на царский престол. В результате этой войны Авессалом был убит слугами Давида вопреки приказу царя. Тем не менее, Израиль под управлением Давида очень удачно ведёт войны против внешних врагов. Также ведётся обширное строительство, в том числе в Иерусалиме.

Соломон, сын и преемник Давида на Израильском царском престоле, описывается как мудрейший из царей и как строитель Иерусалимского Храма. Соломон смог развить внешне- и внутриполитические достижения Давида. Собственно в правление Соломона Израильское царство находилось в зените своего могущества.

Разделение

Смерть Соломона (928 год) практически поставила точку в истории Израильского царства как единого государства. На царский престол восходит его сын Ровоам. Но он проводит чрезмерно жёсткую репрессивную внутреннюю политику. Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединилась под властью Иеровоама I, образовав в северной части до этого единого Израильского царства Северное (Израильское) царство. Колена же Иудино и Вениаминово остались верны Дому Давидову и образовали Южное царство с центром в Иерусалиме, известное впоследствии как Иудейское царство.

Период Северного (Израильского) царства 928-721 годы до нашей эры

После смерти царя Соломона в 928 году до нашей эры единое Израильское царство было разделено. Десять колен (племён) образовали Северное царство, которое получило название Израиль. Столицей Северного Израильского царства стал Шхем, затем Тирца (Фирца) и наконец Самария (Себастия, Шомрон). Согласно Ветхому Завету, цари северно-израильского государства отступили от монотеистического служения Единому Богу Израилеву, вначале воздвигнув в городах Вефиль и Дан храмы с золотыми изваяниями тельцов, а затем даже поклонялись божествам финикийского культа. С точки зрения Библии, ни один из них не был «благочестивым царём».

В Северном Израильском царстве правящие династии неоднократно менялись в результате государственных переворотов, дольше всего правила династия Йеу (Ииуя). В 721 году году до нашей эры Северное Израильское царство было завоевано ассирийским царем Саргоном II. Значительная часть населения царства были уведены в ассирийский плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.

Ассирийский плен, или ассирийское изгнание

Период в истории народа Израиля, во время которого несколько тысяч израильтян из древней Самарии были угнаны в Ассирию и её провинции. Северно-Израильское царство было разгромлено ассирийскими царями Тиглатпаласаром III и Салманасаром V. Завершил осаду Самарии в 721 году до нашей эры следующий правитель Ассирии - Саргон II, окончательно уничтожив таким образом Северное царство, что подвело итог его двадцатидвухлетнему упадку.

По ассирийским клинописным источникам из Дур-Шаррукина, из Самарии было депортировано 27290 пленников.

В отличие от более поздних изгнанников Иудейского Царства, которые смогли вернуться из вавилонского пленения, 10 колен Северного царства не получили разрешение вернуться на родину. Спустя много столетий, раввины реставрированной Иудеи продолжали спорить о судьбе потерянных колен.

Израиль [Исраэль]

Легендарные патриархи евреев (хабиру)

Абрахам (Авраам)
Ицхак (Исаак)
Йаакоб (Иаков)
Йегуда (Иуда)
Моше (Моисей)
Йегошуа бен Нун (Иисус Навин)

Шофтим [судьи] евреев в Ханаане (Палестина)

Отниэл (Гофониил)
Эхуд (Аод)
Шамгар (Самегар)
Барак (Варак)
Иероваал (Гедеон)
Абимелек (Авимелех)
Фола
Иаир
Йифтах (Иеффай)
Есевон
Елон
Авдон
Шимшон (Самсон)
Элийагу (Илия)
Шмуэл (Самуил)

Помазанные священники, или высшие священники Скинии собрания [походного храма евреев]

Цари Израильского царства 1040 - 928

Дом Саула (бен Шауль)

1040-1012

Дом Давида (бен Давид)

1012-972
972-928

Раздел на Северное (Израильское) и Южное (Иудейское) царства

928

Цари Северного, или Израильского царства 928 - 721

I династия (бен Нават)

928-910
910-908

II династия (бен Бааша)

908-885
885-884

III династия

884-884

IV династия (бен Омри)

884-873
884-881
873-853
853-852
852-842

V династия (бен Йегу)

842-814

Основная статья: Правители Древнего Израиля и Иудеи На этой странице приведен список царей, которые, согласно Библии, правили в Иудейском царстве в 922 586 гг. до н. э. Царствующая династия была одна потомков царя Давида. В… … Википедия

Царь (от цьсарь, цѣсарь, лат. caesar, греч. kαῖσαρ) один из славянских титулов монарха, обычно ассоциирующийся с высшим достоинством императора. В иносказательной речи для обозначения первенства, доминирования: «лев царь зверей». Содержание 1… … Википедия

ЦАРИ ИУДЕИ И ИЗРАИЛЯ (ЕФРЕМА) - И з р а и л ь И у д е я Иеровоам I 931–910 Ровоам 931–913 Надав 910–909 Авия 913–911 Вааса 909–886 Аса 911–870 Ила 886–885 Иосафат 870–848 Амврий 885–874 Иорам 848–841 Ахав 874–853 Охозия 841 Охозия 853–852 Гофолия 841–835 Иорам … … Библиологический словарь

В Википедии есть статьи о других людях с именем Осия (значения). Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Осия (ивр … Википедия

Давид דָּוִד Педро Берругете, Давид, XV в … Википедия

Охозия ивр. אֲחַזְיָהוּ הַמֶלֶך ‎ … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Захария. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Захария (ивр … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иоас. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Иоас (ивр … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иорам. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Иорам (… Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иоахаз. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Иоахаз (ивр. יְהו … Википедия

Книги

  • Цари и Пророки. Новейшие переводы Ветхого Завета. Комплект в 2-х книгах: Вожди и Цари Израиля. Пророки Израиля (количество томов: 2) , Десницкий Андрей Сергеевич. В комплект вошли две книги: "Вожди и цари Израиля" В книгах Ветхого Завета, представленных в настоящем издании, рассказывается история древних израильтян: от родового общества к монархии и…
  • Вожди и Цари Израиля , Андрей Десницкий. В этой книге собраны переводы большей части исторических книг Ветхого Завета, выполненные известным российским библеистом Андреем Десницким. В этих книгах рассказана история древних…

Который уже давно вызывал сомнения, оставил их. Каждый еврей стал сомневаться в своем ближнем и в своем предназначении. Зародилась ненависть, люди начинали нападать друг на друга. Кто-то доходил до отчаяния, а кто-то до истерики. Это был конец.

Наставник евреев, Моше, стоял на горе один и видел происходящее. Он понимал их чувства и боялся спускаться к ним. Но еще больше он боялся, что его ученики не выполнят свою роль. Он был в ответе за них и готов был понести наказание за каждого из евреев.

Именно тогда он смог постичь главный закон мироздания. Так же, как он раскрылся наставнику Аврааму в Вавилоне, когда там царила ненависть. Закон всеобщей любви, закон Творца. Моше знал, что вся раскрывающаяся ненависть происходит не случайно. Но у него уже был ключ, к решению этого .

Именно так начался тернистый путь народа Израиля к восхождению в исполнении самой главной и непонятной заповеди, объединяющей в себе все остальные: возлюби ближнего, как себя.

ИЕШУА БЕН НУН

Моше был преклонных лет и искал преемника. Он уже 40 лет как обучал. Его ученики уже хорошо были знакомы с природой: почему между ними возникает ненависть, и какое у нее предназначение. Почему ненависть и любовь сменяют друг друга как день сменяет ночь. Знали, как подниматься над различиями и жить в единстве.

Но Моше было этого недостаточно. Ему нужен был тот, кто сможет учить их дальше. Он был уже стар, а народ Израиля так и не выполнил свое предназначение.

Тогда он обратил внимание на одного из учеников, который не так хорошо знал законы Торы. Но он лучше всех понимал принцип, что главное – единство и любовь к ближнему. Его звали Иешуа бен Нун.

В то время, когда другие ученики Моше сидели и учились у него, Иешу подносил им воду, ставил стулья. Описывают мудрецы: когда он слышал плохое слово о своем ближнем, оно не проникало в его

Такой ученик и нужен был Моше. Тот, кто любит свой народ и предан ему даже в ущерб своей значимости. И он не ошибся.

Именно Иешуа смог довести и обосновать народ на . Его можно считать первым правителем Израиля.

ЦАРЬ ДАВИД

Спустя два поколения появляется следующая звезда Израиля – царь Давид. Его значимость столь огромна, что на сегодня его признают все основные мировые религии.

Давид не был самым видным претендентом на роль предводителя, но мудрец Самуил увидел в молодом пастухе потенциал мудрого правителя. И тогда он помазал его на царство.

Царь Давид сделал из разобщенного еврейского народа сильное независимое государство. Большую часть времени он занимался решением спорных вопросов простых людей, написанием законов и отстаиванием границ государства.

Он был наставником и учителем поколения. Свое учение он передавал в стихах и песнях. Писал не ради известности. Через них он обучал народ, как пишет .

Он был великим мудрецом и разбирался не только в политике, но и хорошо понимал человеческую психологию, благодаря чему мог решить даже самые спорные вопросы, чем заслужил неоспоримый авторитет в народе на много поколений вперед.

ЦАРЬ СОЛОМОН

Был сыном и учеником . Именно ему удалось привести народ к своему рассвету и исполнить мечту своего отца. Он был тем, кто построил Первый Храм, который стал символом любви и единства народа.

В его время мудрость Израиля почиталась всеми. Это был пик национального единства и рассвет Израиля. Греки и арабы приходили учиться к израильтянам. И впоследствии, переняли у них многие знания и обычаи.

Со смертью Соломона полностью закончилась эпоха правителей-учителей. Мудрость народа была забыта, что повлекло за собой многовековое изгнание, которое продолжается до сих пор.

КАКИЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРАВИТЕЛИ СЕГОДНЯ?

Так что же отличало выдающихся правителей древности? Все они были не столько руководителями и лидерами, сколько учителями. К правителям приходили учиться. Им не надо было делать предвыборную компанию, их выбирали по их мудрости. Дверь в шатер или дворец царя всегда была открыта. Прийти мог каждый. Царь всегда был среди своего народа и не чуждался этого. Он был открыт для всех, потому что он был учителем.

Сейчас мы стоим на переходе, когда правительства уже не могут удовлетворить народ своими обещаниями. Люди стали умнее. Наверняка мы еще увидим в будущем насколько пропадает нужда в жестком руководстве. Люди захотят тянуться к идеям, к умам. К большему сплочению между собой и единству. А для этого нужны , знающие, как объединить народ не под своей властью, а под общей силой любви, сплочения и единства.

Это наша роль. И рано или поздно, мы, народ Израиля, должны будем вспомнить нашу цель и предназначение: стать «светочем для народов» – то есть стать наставниками и учителями для всего человечества, как это было и раньше.

По данным разных источников, в том числе Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона (ЕЭБЕ), израильское царство было основано в девятом веке до нашей эры пророком Самуилом. Имя этого человека (транск. ивр. Шмуэль) означает «услышанный Всевышним». Он считался последним и знаменитым судьей Израиля. Самуил жил в трудное время, когда у еврейского народа был период межплеменного насилия и конфликтов с другими этносами. В эпоху Судей Израилевых потомки Иоакова распались на дюжину племен, основанных на кровном родстве, что сопровождалось актами взаимных нападений и уничтожения представителей того или иного «колена». К примеру, резня рода Ефима и колена Вениамина привела к гибели более 90 000 израильтян. Племена вели кочевой и частично оседлый образ жизни и имели в качестве своеобразных руководителей судей, которыми могли быть и пророки (первый правитель Израильского царства, Самуил) и даже дамы (Девора).

Эпоха Судей Израилевых

Власть судей была преимущественно основана на моральном авторитете и не имела органов исполнительной власти, регулярной армии и общего налогообложения. Эти «недочеты» попытался исправить основатель и первый правитель Израильского царства, Самуил, который стал преобразователем для своего народа. Атакуемые филистимлянами и побежденные ими (филистимлянами в качестве трофея был забран израильские племена были объединены Самуилом и призваны на покаяние в Массиф. Здесь пророку удалось настолько поднять дух своего народа, что люди сумели сбросить иго филистимлян и получить обратно свою святыню (по легенде, отобранный Ковчег принес столько несчастий новым владельцам, что они предпочли возвратить его обратно).

Народ попросил пророка о царе

Образование израильского царстваэ под руководством Самуила сопровождалось созданием пророческих школ, через которые распространялся патриотизм и народное просвещение. Пророк был правителем до преклонных лет и существенно улучшил положение своих подданных, однако его сыновья Авий и Иоиль оказались мздоимцами, поэтому израильтяне попросили поставить над ними царя «из людей». Самуил, предупредив просящих о возможности деспотии, выбрал для них в цари сына Киса, Саула.

Первый царь израильский был на голову выше остальных людей

Саул, официально первый правитель Израильского царства после самого пророка, по данным Библии, был очень высокого роста, красив собой, отважен и храбр в бою. Он и после помазания на царство оставался прост в обращении, хотя происходил из зажиточного рода, проживавшего в современном Тол-эль-фуре. По преданию, сам Господь объявил Самуилу, что он встретит в определенное время юношу из колена Вениамина (кстати, самого немногочисленного), который и должен будет стать царем Израиля. После назначения пророк предупредил израильтян, что если они не будут противиться воле Всевышнего, то Всевышний не будет против них и против их царя, написал царские обязанности и разместил их в походном храме, скинии.

Как царь поссорился с пророком

Первый правитель Израильского царства, Саул, находился на своей должности около 20 лет. Он создал регулярное войско из 3000 человек, успешно боролся с филистимлянами (одна из битв этого периода знаменита противостоянием Голиафа и Давида), был изначально очень верующим человеком (хотел казнить собственного сына за то, что он единожды нарушил пост). Однако перед битвой в Гилгале он собственноручно принес жертвы, не дожидаясь Самуила (такие действия входили в обязанности самого пророка), а потом отказался выполнить распоряжение Самуила о полном уничтожении амалекитян. Разгневанный пророк объявил о лишении Саула царского титула и возможной гибели всего его потомства. Царь, лишенный поддержки пророка, упал духом, в него вселился злой дух, и он охладел к самодержавной деятельности.

Выбор пророка пал на белокурого юношу

Самуил же, внемля гласу Всевышнего, отправился в Вифлеем, где выбрал и помазал на царство Давида из колена Иуды. Интересно, что, по историческим данным, Давид имел не ближневосточную внешность. Он был приятен лицом, красив глазами и имел белокурые волосы, несвойственные обычно жителям этого региона. Кроме того, он отличался физической силой (побеждал медведя и льва), кротостью. И так хорошо пел и играл на арфе, что у официального царя Саула под звуки его музыки пропадало депрессивное настроение.

Перед свадьбой Давида и дочери Саула было погублено много филистимлян

После победы Давида и его музыкальных успехов при царском дворе, Саул сделал его зятем, выдав за него младшую дочь. Давид при этом перевыполнил царское условие для совершения свадьбы - лишил жизни не сто, а двести филистимлян с помощью войск в очередном сражении. Популярность Давида раздражала мнительного царя, и он попытался его убить, после чего юноша ушел к пророку, проживавшему тогда в Раме. Саул преследовал своего зятя повсеместно, убил почти всех священников, которые помогли ему бежать, и отдал его жену в жены другому человеку. Давид в этом процессе не отвечал ему взаимностью и много раз щадил Саула в моменты, когда мог его убить. Царь Саул покончил жизнь самоубийством, когда в очередном сражении с филистимлянами был окружен и потерял трех сыновей. До этого он обращался к знаменитой Аэндорской волшебнице, чтобы узнать свою судьбу. И, как полагается, за это обращение был оставлен милостями Всевышнего.

Давид и его сын Соломон принесли благоденствие Израилю

Давид же, спасаясь от преследований Саула, перешел к филистимлянам, разбившим впоследствии Саула. В возникшем вакууме власти Давид пришел со своими сторонниками в город Хеврон, где иудеи провозгласили его царем. Так образовалось два царства - Израильское и Иудейское. Первое возглавил Иефосфей (сын Саула), второе - Давид. Эти два государства воевали между собой около двух лет (столько правил Иефосфей), после чего победивший Давид был избран правителем всего Израиля по прошению израильских старейшин. В дальнейшем он завоевал Иерусалим, Моав, некоторые территории Сирии и берега Ефрата и др., подчинил духовную власть светской, поместил Ковчег Завета на сочинял псалмы. В пожилом возрасте он передал власть своему сыну Соломону, рожденному от отношений с Вирсавией, которая была женой другого мужчины.

Историки полагают, что правители и Иудеи, Давид и его сын Соломон, принесли израильскому народу времена «золотого века». Сын Давида сумел развить внутри- и внешнеполитические достижения своего отца. По мнению религиозных источников, он получил благополучное правление, великую мудрость и терпение за то, что не будет отклоняться от служения Всевышнему. При Соломоне был построен объединенные Израиль и Иудея не бедствовали за счет торгового пути из Дамаска в Египет, войны с египтянами прекратились, так как первой царской женой стала дочь фараона. Ежегодный доход царства при Соломоне оценивался более чем в 600 таланов золота (талан - около 26 литров). Но к концу правления государственная казна государства опустела за счет больших расходов на храм и дворец, что повлекло необходимость повышения налогов, против которой восстали подчиненные племена. Единое государство опять распалось на Иудею и Израиль.

Почему Иудейское царство просуществовало дольше Израильского?

Кто был первым царем Израильского северного царства? Эта территория была крупнее отделившегося иудейского юга, здесь жило до двух третей всего населения бывшего единого государства, были самые плодородные земли. Но на юге, у иудеев, оставался Иерусалим с главным храмом и национальными святынями. Поэтому иудейская формация просуществовала дольше, несмотря на худшее экономическое положение. В то время как Северное израильское царство, возглавляемое в первые годы существования Иеровоамом, находилось на политической карте того времени около 250 лет, где на этот период установилась Эпоха царей. Цари израильские от Иеровоама до Осии отступали, как правило, от служения Единому Богу Израиля, воздвигли ряд храмов с или поклонялись божествами финикийского культа. Страна сильно пострадала от множества государственных переворотов и была в 722 году завоевана Саргоном Вторым, царем Ассирии.

Похожие публикации