Сознание и мозг: Может ли одно существовать без другого? Сознание человека. Почему сознание это не мозг

Человеческий мозг — поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание — функция человеческого мозга?

Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко возбуждаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.

Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания.

Сознание - одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная, преисполненная глубокого содержания. Сознание -это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым подчеркивая его отношение к материи.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях.

Когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения. Но поскольку сознание можно совершенствовать, то можно и найти неочевидное решение. Один из самых распространенных примеров – обучение математике. Чьё сознание гибче, тот быстрее находит решение.

Когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа. Часто это называют еще силой воли. Как трудно бывает заставить себя по утрам что — либо делать, так как не проснувшись мы не можем полностью «включить» сознание, а, значит, и контролировать себя.

Когда необходимо осознать и найти выход из какой — либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может. Это суждение вытекает из первых двух.

Когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий. Здесь уже сознание должно действовать в унисон с бессознательным инстинктом сохранения.

В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности.

Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент.

Но ни одно произвольное действие человека не бывает на всех этапах своего осуществления одинаково ясно осознанным. В поле сознания находится прежде всего цель. Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. Известно, что загипнотизированный человек какое-то время удерживает под порогом своего сознания весьма сложной инструкцией и реализует их, если наступают те объективные условия, при которых 55 они должны быть, по указанию гипнотизера, выполнены. Во время нормального сна, при отсутствии контроля сознания, в голове человека проносятся картины действительности. Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму - ранее осознававшиеся. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически.

По мере развития ребенка происходит постепенная автоматизация многих функций. И сознание освобождается от «забот» о них. Когда же неосознанное или уже автоматизированное насильственно вторгается в сознание, последнее борется с этим потоком «непрошеных гостей» и нередко оказывается бессильным справиться с ними. Это проявляется при наличии разного рода психических расстройств - навязчивых и бредовых идей, состояний тревоги, непреодолимого, немотивированного страха и др.

Сознание, как идеальная реальность проявляется через материальные формы. Такой материальной формой сознания является язык. Язык является посредником между мыслью и предметом, о котором мы говорим. Сам по себе язык представляет собой систему знаков, которыми обозначаются предметы, представленные в словах. Язык не только выполняет роль знака, но также и играет роль в понимании человеком мира.

Язык в реализации своих функций составляет органическое единство с сознанием, проявляет себя следующим образом:

– развитость сознания предполагает одновременно и развитость языка и наоборот;

– наличие у человека определенных знаний по какому-либо вопросу означает возможность и способность выразить эти знания в словесной форме;

– начало формирования сознания означает одновременно и формирование языка и наоборот

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, они человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Существует несколько слов, характеризующих непричастность сознания к происходящему. Например, надсознательное, подсознательное, предсознательное – разные приставки в них означают влияние бессознательного на разные стороны жизни. Между этими терминами есть некоторые различия, которые будут упоминаться при их употреблении.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительном и слуховом центрах нервной системы. Другими словами, это проявление биологической составляющей человека. Ему свойственны рефлексы и инстинкты, страхи и влечения, агрессия и подавленность.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека.

В область бессознательного входят:

Психические явления, возникающие во сне (сновидения). Если посмотреть определение сна в биологии, то можно прочитать, что это состояние характеризуется отключенностью сознания. Истолкованием снов занимались очень многие люди – от гадалок до психоаналитиков, так как в снах содержится неискаженная сущность человека, правда, завуалированная различными образами. Психоанализом снов занимался З. Фрейд. В своих книгах он рассматривал практически любые сны как следствие сексуальной дисгармонии. Со столь нетрадиционным подходом, он был не понят при жизни, однако со временем интерес к его трудам стал нарастать, и сегодня его теория является одной из самых известных. Более подробно эта тема рассмотрена в разделе «Основные направления в психологии».

Ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции). Например, одни реагируют головными болями на магнитные бури, а здоровье других зависит от солнечных циклов.

Бессознательное запоминание фактов и событий, сопровождающихся сильным эмоциональным резонансом. А также бессознательное забывание безразличной и бесполезной нам информации.

Движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые. Сюда относятся сложные профессиональные движения машинистки, художника или пианиста.

Некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели. Например, неоднократно было доказано влияние гипноза как мощного фактора побуждения к, казалось бы, бесполезному действию.

К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Они могут возникать при сильных воздействиях на нервную систему – болезнью, психотропным или галлюциногенным веществом.

Состояния, не связанные с серьезными психическими нарушениями, например навязчивые мысли. Это состояние испытывал каждый человек. Об таких состояниях говорят, что «мысли сами лезут в голову». Например, перед экзаменом постоянно думаешь о возможном течении событий; все могут сказать, что иногда к нам «привязываются мелодии» и т.д.

Было бы не верно сказать, что бессознательное — это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное — это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как неконтролируемые, полностью или частично неосознаваемые действия.

Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Неосознаваемые побуждения исследовались в ситуациях так называемых постгипнотических состояний. Загипнотизированному человеку в экспериментальных целях внушалось, что он после выхода из гипноза должен выполнить некоторые действия; например, подойти к одному из сотрудников и развязать его галстук. Испытуемый, испытывая явную неловкость, выполнил указание, хотя и не мог объяснить, почему ему пришло в голову совершить столь странный поступок. Попытки оправдать свое действие тем, что галстук был плохо завязан, не только для окружающих, но и для него самого выглядели явно неубедительными. Тем не менее, в связи с тем, что все происходившее во время гипнотического сеанса выпало из его памяти, побуждение функционировало на уровне бессознательного, и он был уверен в том, что действовал в какой-то мере целенаправленно и правильно.

Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и надсознательном в поведении, деятельности человека. Усвоение социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного. Поэтому в разные времена и в разных странах существуют множество направлений в изобразительном искусстве и поэзии. Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их бессознательное. Есть немало примеров относительно науки, религии и их взаимовлияний. Например, в XIV-XVI вв., в эпоху возрождения, жил и работал ученый Николай Коперник. Про него говорят, «Остановив солнце, двинул землю». Несмотря на качественно новый подход в науке, он был не признан религией, проповедовавшей теорию о Земле как центре Вселенной. За долгие века существования этой выгодной точки зрения, она просто не вызывало сомнений и понималось как само собой разумеющееся. Поскольку религия в то время имела гораздо больше полномочий, то Николая, верному своему открытию, сожгли на костре. Естественно, со временем, взгляды поменялись, и сегодня эта история звучит более чем абсурдно, хотя в то время по — другому и быть не могло. «Истинная религиозная позиция зависит от непоколебимого чувства его ценности, а не от логических доводов» (Джозеф Хендерсон). А Коперник своей научной теорией пытался подорвать её.

Продолжая тему, можно отметить, что бессознательное — это понятие, имеющее очень широкий спектр толкования, начиная от автоматических действий человека (не получающих отражения в его сознании) и кончая особой сферой психической реальности, во многом определяющей жизнь и поступки людей.

Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения. Используя мысль Д.И. Дубровского, можно сказать, что бессознательно – психические явления органически включены в субъективную реальность.

Есть даже теория, что бессознательное связано с космическим с помощью биополя, которое есть и у людей, и у растений, и у животных. Через его посредство осуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно не доступном сознанию. Этим предположением пытались объяснить экстрасенсорные способности некоторых людей, которые способны были указать нахождение человека в радиусе в десятки километров. Якобы они чувствовали его биополе. «Подтверждения» этому просачивались в желтую прессу в 70-90 гг., когда просто было принято всё брать на веру. Сегодня журналисты поняли, что это уже вышло из моды, и перестали радовать нас столь интересными статьями. У людей, которые занимались подобными вещами вовсе не экстрасенсорные способности, и называть их надо уже соответственно.

Однако если предположить о существовании вышеуказанной связи сознания и бессознательного, то можно допустить, что это и есть тот путь, по которому наше собственное бессознательное время от времени влияет на ход событий. Интуиция предчувствие – другими словами это наши влечения (как бы выразился Маркс) и страхи, которые не всегда дают идти событиям вразрез нашим чувствам.

На понимании космической связи основано на множестве фактов и теоретических разработок, выполненных 3. Фрейдом и его последователями. Однако он несколько изменил данный подход, и стало утверждаться мнение, что сознание связано с космическим посредством бессознательного. Подробнее об этом в соответствующем разделе.

К сфере бессознательно — психического относится та часть психики, познавательные образы которой непосредственно неосознаваемы. Об их существовании можно судить лишь опосредованно, путем применения специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего мира. В то же время бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного. Но возможности перевода очень специфичны, затруднены, а во многом непосредственно недостижимы. Итак, проявления бессознательного в сознательном:

Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.

Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Одно из таких явлений — ошибочные действия, оговорки, описки.

В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий – всего, имеющего для человека малую значимость.

Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Грезы и мечты происходят при работающем, но несколько ослабленном сознании, а сновидения – и вовсе без его контроля.

Сознательное связано и с общественным информационным полем. Оно регулирует поведение человеческого тела в соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языка бессознательного и его управление телом часто идет вразрез с требованиями бессознательного. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда они работают в унисон, человек достигает счастья жизни. Отсюда извечное стремление человека найти это состояние, уловить его мгновение. Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. О ней говорят как о единстве тела и духа, космического и человеческого.

Третий тип бессознательных явлений — те, о которых говорит 3. Фрейд касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.

2. Принцип универсального эволюционизма

Если кратко охарактеризовать современные тенденции синтеза научных знаний, то они выражаются в стремлении построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального эволюционизма. Принцип эволюции получил наиболее полную разработку в рамках биологии. Однако до наших дней он не был доминирующим в естествознании. Во многом это было связано с тем, что длительное время лидирующей научной дисциплиной выступала физика. Парадигмальная несовместимость классической физики и биологии обнаружилась в XIX столетии как противоречие между положениями эволюционной теории Дарвина и второго начала термодинамики.

Согласно эволюционной теории, в мире происходит непрерывное появление все более сложно организованных живых систем. Второе начало термодинамики демонстрировало, что эволюция физических систем приводит к ситуации, когда изолированная система целеустремленно и необратимо смещается к состоянию равновесия.

Универсальный эволюционизм характеризуется как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей, получивших обоснование в биологии, на все сферы действительности и рассмотрение материи как единого универсального эволюционного процесса.

Универсальный эволюционизм представляет собой соединение идеи эволюции с идеями системного подхода. Определяющее значение сыграли три направления: теория нестационарной Вселенной; синергетика; теория биологической эволюции. Антропный принцип: предположение о существовании множества Вселенных, а жизнь возникает там, где складываются для этого особые условия. Согласно одному из вариантов антропного принципа, «то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей.

Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархичному включении систем разных уровней друг в друга каждый элемент любой системы оказывается связан со всеми элементами всех возможных систем. Подобным образом организуются и научная картина мира, и создающее ее естествознание. Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны - сейчас уже нет практически ни одной «чистой» науки. Все пронизано и преобразовано физикой и химией.

Глобальный эволюционизм - это признание невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции. Эволюционирующий характер Вселенной, кроме того, свидетельствует о принципиальном единстве мира, каждая составная часть которого есть историческое следствие глобального эволюционного процесса начатого Большим взрывом.

Самоорганизация - наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе эволюции. Механизм перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние, по-видимому, сходен для систем всех уровней.

Эти принципиальные особенности современной естественнонаучной картины мира и определяют в главном ее общий контур, а также сам способ организации разнообразного научного знания в нечто целое и последовательное.

Однако есть еще одна особенность современной научной картины мира, отличающая ее от прежних вариантов. Она заключается в признании историчности, а, следовательно, и принципиальной незавершенности настоящей, да и любой другой научной картины мира. Та, которая есть сейчас, порождена как предшествующей историей, так и специфическими социокультурными особенностями нашего времени. Развитие общества, изменение его ценностных ориентации, осознание важности исследования уникальных природных систем, в которые составной часть» включен и человек, меняют стратегию научного поиска, само отношение человека к миру.

Принципы глобального (универсального) эволюционизма позволяют единообразно описать огромное разнообразие процессов, протекающих в неживой природе, живом веществе, обществе. Эта концепция базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин, и вместе с тем включает в свой состав ряд мировоззренческих установок.

Универсальный (глобальный) эволюционизм часто характеризуется как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей, получивших обоснование в биологии, а также в астрономии и геологии, на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса. Это действительно очень важный аспект в понимании глобального эволюционизма. Но он не исчерпывает содержания данного принципа.

Возникновение в 40-50-х годах нашего столетия общей теории систем и становление системного подхода внесло принципиально новое содержание в концепции эволюционизма. Системное рассмотрение объекта предполагает, прежде всего, выявление целостности исследуемой системы, ее взаимосвязей с окружающей средой, анализ в рамках целостной системы свойств составляющих ее элементов и их взаимосвязей между собой.

Практически все объекты, которые современная наука включает в сферу своего исследования, носят системный и эволюционный характер. Предметом научного исследования становятся не отдельные, выделенные части целого, которые раньше исследовались изолированно, а целостные комплексы, которые в качестве неотъемлемого компонента включают человека.

Системное познание и преобразование мира предполагает:

– рассмотрение объекта деятельности (теоретической и практической) как системы, т.е. как ограниченного множества взаимодействующих элементов;

– определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружения главных связей между ними.

– выявление внешних связей системы, выделения из них главных;

– определение функции системы и ее роли среди других систем;

– анализ диалектики структуры и функции системы;

– обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы.

Таким образом, для изучения объектов в рамках системного подхода оказывается недостаточно поэлементного анализа, поскольку в процессе исследования может быть обнаружен такой уровень объектов, где экспериментирование над частью с неизбежностью затрагивает целое, что приводит к радикальной трансформации целостной системы в направлении, идущем не на сохранение данной системы, и ставит под вопрос возможность существования человека.

Все это означает, что в процессе исследования объектов, необходимо анализировать их не изолированно, а как часть более широкой целостной системы, учитывая, что от манипулирования с этой частью зависит сохранение целостной системы.

Совокупность связей между элементами образует структуру системы, устойчивые связи определяют упорядоченность системы. Связи по горизонтали – координирующие, обеспечивают корреляцию системы, ни одна часть системы не может измениться без изменения других. Связи по вертикали – связи субординации, одни элементы системы являются более значимыми, чем другие, и подчиняются им.

Система обладает признаком целостности – это означает что все ее составные части, соединяясь в единое целое, образуют нечто обладающее качествами, не сводимыми к качествам отдельных элементов.

Согласно современным научным взглядам все природные объекты представляют собой упорядоченные, структурированные, иерархически организованные системы.

Возникновение концепции глобального эволюционизма во многом связано с расширением границ эволюционного подхода, принятого в биологической и социальных науках. Сам факт исторического появления и эволюции этих систем (или, как их называют некоторые ученые, видов движения) заставляет усомниться в абсолютной статичности и вечности других систем. Загадочность качественных скачков к биологическому и от биологического к социальному миру, наверняка можно постичь только исходя из допущения необходимости подобных переходов между другими системами. То есть, исходя из факта наличия эволюции мира на последних этапах его истории, можно сделать предположение, что он в целом является эволюционной системой, то есть и все другие системы (помимо биологической и социальной) сформировались в результате эволюции. Это высказывание и есть самая общая формулировка парадигмы глобального эволюционизма.

Эволюционный подход к существующим эволюционным системам не подразумевает, что все они находятся в постоянном процессе эволюции, а наоборот констатирует необходимость их последовательного формирования на определенных этапах истории. Вообще эволюция, как процесс, относящийся ко всей Вселенной в каждый момент времени реализуется локально только в одном виде движения. То есть всегда существует только одна локальная система (то есть не тождественная всему миру), которую можно назвать эволюционной, в которой происходит появление принципиально новых, уникальных определений мира.

Чтобы отличить эту систему от других, уже прошедших эволюцию, можно ввести термин «авангард эволюции». Естественно, что авангардом эволюции всегда является последнее по времени появившееся в мире форма движения (сейчас социальная система). Все предыдущие виды движений, пройдя эволюционный этап и достигнув равновесного состояния (не статичного, а, скорее всего состояния медленного изменения параметров, либо повторяющегося процесса развития отдельных элементов) служат основой для формирования и эволюции нового движения. Возможны появления и новых характеристик у «предыдущих» движений, но они необходимо связаны с эволюцией последнего по времени появления типа движения (системы) – авангарда эволюции.

Принцип эволюции получил наиболее полную разработку в рамках биологии и стал ее фундаментальным принципом со времен Ч.Дарвина. Однако вплоть до наших дней он не был доминирующим в естествознании. Во многом это было связано с тем, что длительное время лидирующей научной дисциплиной выступала физика, которая транслировала свои идеалы и нормы в другие отрасли знания.

Согласно эволюционной теории Дарвина, в мире происходит непрерывное появление все более сложно организованных живых систем, упорядоченных форм и состояний живого.

Иначе говоря, биологическая теория говорит о созидании в процессе эволюции все более сложных и упорядоченных живых систем.

Здесь необходимо выделить важную характеристику направленности самоорганизующихся процессов, которую можно обозначить как принцип экономии энтропии, дающей «преимущество» сложным системам по сравнению с простыми. Этот принцип звучит так: если в данных условиях возможны несколько типов организации материи, не противоречащих законам сохранения и другим принципам, то реализуется и сохранит наибольшие шансы на стабильность и последующее развитие именно тот, который позволяет утилизировать внешнюю энергию в наибольших масштабах, наиболее эффективно.

Формирование самоорганизующихся систем при этом можно рассматривать в качестве особой стадии развивающегося объекта, своего рода «синхронный срез» некоторого этапа его эволюции. Сама же эволюция может быть представлена как переход от одного типа самоорганизующейся системы к другому («диахронный срез»). В результате анализ эволюционных характеристик оказывается неразрывно связанным с системным рассмотрением объектов. Универсальный эволюционизм как раз и представляет собой соединение идеи эволюции с идеями системного подхода.

В классической науке (XIX в.) господствовало убеждение, что материи изначально присуща тенденция к разрушению всякой упорядоченности, стремление к исходному равновесию, что энергетическом смысле и означало неупорядоченность, т.е. хаос. Такой взгляд на вещи сформировался под воздействием равновесной термодинамики.

Эта наука занимается процессами взаимопревращения различных видов энергии. Ею установлено, что взаимные превращения тепла и работы неравнозначны. Работа может полностью превратиться в тепло трением или другими способами, а вот тепло полностью превратить в работу принципиально не возможно. Это означает, что во взаимных переходах одних видов энергии в другие существует выделенная самой природой направленность. Знаменитое второе начало термодинамики в формулировке немецкого физика Р. Клаузиуса звучит так «Теплота не переходит самопроизвольно от холодного тела к более горячему». Закон сохранения и превращения энергии в принципе не запрещает такого перехода, лишь бы количество энергии сохранялось в прежнем объеме. Но в реальности такого никогда не происходит. Вот эту-то односторонность, однонаправленность перераспределения энергии в замкнутых системах и подчеркивает второе начало.

Для отражения этого процесса в термодинамику было введено новое понятие - энтропия. Под энтропией стали понимать меру беспорядка системы. Более точная формулировка второго начала термодинамики приняла такой вид: «При самопроизвольных процессах в системах, имеющих постоянную энергию, энтропия всегда возрастает». Физический смысл возрастания энтропии сводится к тому, что состоящая из некоторого множества частиц изолированная (с постоянной энергией) система стремится перейти в состояние с наименьшей упорядоченностью движения частиц. Это - наиболее простое состояние системы, или состояние термодинамического равновесия, при котором движение частиц хаотично. Максимальная энтропия означает полное термодинамическое равновесие, что эквивалентно полному хаосу.

Общий итог достаточно печален: необратимая направленность процессов преобразования энергии в изолированных системах рано или поздно приведет к превращению всех видов энергии в тепловую, которая рассеется, т.е. в среднем равномерно распределится между всеми элементами системы, что и будет означать термодинамическое равновесие, или полный хаос. Если наша Вселенная - замкнута, то ее ждет именно такая незавидная участь. Из хаоса, как утверждали древние греки, она родилась, в хаос же, как предполагает классическая термодинамика, и возвратится.

Возникает, правда, любопытный вопрос: если Вселенная эволюционирует только к хаосу, то, как же она могла возникнуть и сорганизоваться до нынешнего упорядоченного состояния? Однако этим вопросом классическая термодинамика не задавалась, ибо формировалась в эпоху, когда нестационарный характер Вселенной даже не обсуждался. В это время единственным немым укором термодинамике служила дарвиновская теория эволюции. Ведь предполагаемый этой теорией процесс развития растительного и животного мира характеризовался его непрерывным усложнением, нарастанием высоты организации и порядка. Живая природа почему-то стремилась прочь от термодинамического равновесия и хаоса, Такая явная «нестыковка» законов развития неживой и живой природы, по меньшей мере, удивляла.

Удивление это многократно возросло после замены модели стационарной Вселенной на модель развивающейся Вселенной, в которой ясно просматривалось нарастающее усложнение организации материальных объектов - от элементарных и субэлементарных частиц в первые мгновения после Большого взрыва до наблюдаемых ныне звездных и галактических систем. Ведь если принцип возрастания энтропии столь универсален, как же могли возникнуть такие сложные структуры? Случайным «возмущением» в целом равновесной Вселенной их уже не объяснить. Стало ясно, что для сохранения непротиворечивости общей картины мира необходимо постулировать наличие у материи в целом не только разрушительной, но и созидательной тенденции.

Эти противоречия привели к формированию синергетики.

Универсальный эволюционизм позволяет рассмотреть во взаимосвязи не только живую и социальную материю, но и включить неорганическую материю в целостный контекст развивающегося мира. Он создает основу для рассмотрения человека как объекта космической эволюции.

Принципы универсального эволюционизма демонстрируют свою ценность именно сейчас, когда наука перешла к изучению саморазвивающихся систем. На современном этапе общенаучная картина мира, базирующаяся на принципах глобального эволюционизма, выступает в качестве основания будущей науки, объединяющего науки о природе и науки о духе.

Тест

  1. Инерциальными системами отсчета ……
    Основополагающие жизненные системы Естественнонаучная и гуманитарная культуры. История развития естествознания ТЕОРИЯ ОПАРИНА-ХЭЙЛДЕНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЖИЗНИ

Под структурой сознания понимают совокупность знаний о мире, различие субъекта и объекта и субъект-объективное отношение, а также возможность целеполагающей деятельности. Среди современных философских концепций сознания наибольший интерес представляют две: А. Г. Спиркина «Сознание и самосознание» и А. В. Иванова «Сознание и мышление», разработанных в течение последних 20 лет XX столетия.

Сознание, по Спиркину, - это способность идеального (психического) отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях. Однако это не простое психическое отражение, а высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Сознание представляет собой такую функцию человеческого мозга, которая состоит в адекватном, целенаправленном отражении внешнего мира с помощью речи, творческой деятельности, с выделением себя из окружающей среды и противопоставлением себя как субъекта объективной действительности. Сознание включает в себя эмоциональную оценку всего происходящего. Оно обеспечивает целеполагающую деятельность, т. е. мысленное построение мотивированных действий, предусмотрение их последствий, полный отчет в том, что происходит в окружающем мире и в собственном духовном мире. Сознание - это идеальная (психическая) форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности. Таким образом, сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно - творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

В. А. Иванов представил сознание в виде круга, разделенного на четыре сегмента:

– первый представлен сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем теле и его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человека;

– второй сегмент является логико-понятийным компонентом сознания. Это сфера общих понятий, аналитических, синтетических и логических мыслительных операций. Главной целью этой сферы является истина;

– третий сегмент представляет эмоциональный компонент сознания. К нему относятся личностные переживания, воспоминания, предчувствия, гнев, раздражение, страх, восторг, любовь, ненависть и т. п. Главной целью этой сферы является удовольствие;

– четвертый сегмент является ценностно-мотивационным. Здесь содержатся мотивы деятельности, духовные идеалы личности, способности к их формированию, творческое начало виде фантазии, интуиции, продуктивного воображения. Целью является правда, красота и справедливость.

Первый и второй сегменты (левая половина) образуют внешне-познавательную способность сознания, а третий и четвертый (правая половина) - ценностно-эмоциональную (гуманитарную) способность нашего сознания, где в качестве предмета познания выступают наши «я», другие «я», а также продукты их творческой самореализации в виде художественных, религиозных, музыкальных произведений, живописи, архитектуры и др.

Иванов полагает, что наше «я» - это словесно-психический способ фиксации восхождения нашей подлинной духовно-космической самости по вертикали сознания. Рождаясь из тьмы и молчания бессознательного (нижняя часть круга), наша духовная самость, проходя через ряд ситуаций эволюции, способна достигнуть уровня космического сверхсознания.

Большое значение для понимания структуры мозга имеет открытие, сделанное американским ученым Р. Сперри: функциональная асимметрия правого и левого полушарий головного мозга. Выяснилось, что левое полушарие (у правшей) управляет речью, счетом, письмом, логическим рассуждениями, т. е. вербально-понятийным мышлением. Правое же полушарие отвечает за музыкальный слух, зрительные образы, эмоции, формирование целостного представления об объекте. Нормальное функционирование сознания требует взаимосогласованного участия обоих полушарий.

Сознание и мозг . Сознание неразрывно связано с мозгом. В науке сложилось несколько подходов их взаимосвязи.

    Нейропсихологический - изучает сознание в зависимости от конкретных участков коры головного мозга. Если нарушается функционирование мозга, в силу тех или иных заболеваний, то и в сознании тоже происходят изменения. Например, когда нарушаются лобные доли, больные не могут создавать и удерживать сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений, целеполагания и легко отвлекаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов мозговой коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями, счет в уме и анализ некоторых грамматических конструкций.

    Нейрохимический - изучает как определенное настроение, алкоголь, наркотики влияют на химию мозга, что оказывает непосредственное влияние на сознание. Так, для депрессии характерно увеличение в крови уровня серотонина.

3. Нейрокибернетический - рассматривает сознание и мозг как информационные системы, сложные запрограммированные машины, доказывает тождественность устройства и функционирования мозга и существующих ЭВМ, показывает, что работа мозга определяется определенными алгоритмами, программами и т. д

Сознание и язык. Сознание формировалось в процессе общественной жизни людей и их постоянного взаимодействия в процессе общения. Средством общения служит слово. Язык связан с мышлением, но они не тождественны. Мышление - это отражение реальности, а язык - способ выражения мысли и средство передачи мысли другим людям. Язык служит условием для взаимного понимания людей, а также осознания человеком действительности и самого себя. Мышление возможно только тогда, когда оно облекается в языковую форму, т. е. в определенной системе средств общения. Такими средствами являются различные виды речи: устная, письменная, внутренняя (думать про себя). Язык выступает не только средством воплощения мысли, но и средством оформления мысли. Если человек не говорит, все равно его мысли облекаются в форму слов.

Основными функциями языка являются: экспрессивная (человек выражает мысли посредством языка);когнитивная (язык служит важнейшим средством познания);коммуникативная (язык является средством общения между людьми);кумулятивная (язык обеспечивает накопление и сохранение знаний); информативная (передача информации осуществляется посредством языка); прагматическая (при помощи языка происходит управление поведением людей).

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Сознание выявляется и формируется с помощью языка. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям. Однако единство сознания и языка не означает их тождества. Сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает ее в форме мысли.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ИНСИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Сознание и мозг человека

Выполнил

студент 1 курса очного отделения

И.А. Иванов

Проверил

к. ф. н., доцент кафедры

А.С. Григорьев

Нижневартовск, 2014

Введение

Психофизиологическая проблема является одной из точек соприкосновения философии с группой частных наук и в первую очередь с физиологией высшей нервной деятельности животных и человека и психологией человека. Ключ к решению психофизиологической проблемы находится в недрах философской науки, так как философия выполняет особую мировоззренческую и методологическую функции, которые сами по себе не могут осуществлять ни отдельные специальные науки, ни совокупность конкретного научного знания в целом

Актуальность выбранной темы контрольной работы обусловлена с особенным значение психофизиологической проблемы для решения одного из главных вопросов философии - о сущности сознания. Психофизиологическая проблема является одной из главных составляющих вопроса соотношения сознания и мозга.

История концепций взаимосвязи психических и физиологических процессов представляет собой последовательное движение к пониманию сущности проблемы и содержит ряд ценных догадок. Получив глубокую разработку в XX веке, психофизиологическая проблема до сих пор не имеет общепризнанного решения и представляет собой одну из важнейших проблем философии.

Характер и состояние решения психофизиологической проблемы всегда были тесно связаны с развитием психологии и физиологии. Психофизиологическая проблема возникает первоначально в донаучной (мифологической, религиозной) форме в виде проблемы души и тела, а в ХVII-ХVIII веках становится проблемой формирующихся физиологии и психологии.

Цель работы - выяснить состояние разработки психофизиологической проблемы в современной психофизиологии и философии, её философских основ в отечественной и зарубежной науке, определить основные направления дальнейшей разработки проблемы. Поставленная цель определяет следующие задачи:

1. изучить проблемы сознания в философии выявить взаимосвязь в паре сознания - мозг;

2. проанализировать развитие психофизиологической проблемы в современной научной литератур;

3. исследовать основные психофизиологические концепции сознания и дать описания их философского содержания.

философский сознание мозг субстанция

1. Сознание и мозг

1.1 Проблемы сознания в философии

Сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания путем анализа сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.

Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотики, кибернетики, информатики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. С другой стороны, развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и углубление собственно философской проблематики сознания. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения научно-технического прогресса и природы, проблемы воспитания, общения людей и т. д. - все проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с исследованием сознания.

Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека.

Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, «пронизано» им. Не существует человеческого бытия без сознания, независимо от тех или иных его форм. Другое дело, что реальное бытие человека, его взаимоотношения с окружающей социальной и природной действительностью выступают как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия. Таким образом, если исходить из понимания человеческой реальности как целого, то вторичность сознания по отношению к человеческому бытию выступает как вторичность элемента по отношению к объемлющей его и включающей его в себя системе. В этом смысле бытие человека постоянно выходит за пределы сознания как идеального плана, программы действия, оказывается богаче содержания исходных представлений сознания. Вместе с тем это расширение «бытийного горизонта» осуществляется в деятельности, стимулируемой и направляемой сознанием.

Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ типов отношения живых существ к среде, в рамках которых в качестве их «обслуживающих механизмов» возникают соответствующие регуляторы поведения. Развитие последних предполагает формирование телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания. Речь идет о нервной системе и ее наиболее высокоорганизованном отделе - головном мозге. Однако определяющим фактором в развитии этих телесных органов является та реальная жизненная функция, на которую работают эти органы. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.

Если учитывать эту предпосылку, то сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике.

С сознанием в широком смысле слова, конечно, следует связывать и представление о самосознании. Развитие сложных форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания, где самосознание приобретает известную самостоятельность Однако понять его происхождение можно только на основе рассмотрения существа сознания в целом.

Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

1.2 Взаимосвязь мозга и сознания

Интерес к взаимосвязям сознания и мозга возник давно. Для русской физиологии, начиная со времен И.М. Сеченова и И.П. Павлова, он в известной мере традиционен. Однако долгое время решение столь сложной проблемы считалось делом отдалённого будущего. Понимание того, что исследование проблемы сознания - насущная задача сегодняшнего дня, пришло к физиологам сравнительно недавно: быстрый прогресс науки о мозге вывел данную тему на первые страницы журналов по нейронаукам. Прорыв в данной области был во многом связан с появлением методов «изображения живого мозга», таких как позитронно-эмиссионная томография, функциональный магнитный резонанс и многоканальная запись электрических и магнитных полей мозга. Новейшие приборы позволили увидеть на экране дисплея, какие зоны активизируются при выполнении различных задач, требующих умственного напряжения, а также с большой точностью определять локализацию поражения при заболеваниях нервной системы. Учёные обрели возможность получать соответствующие изображения в виде красочных карт мозга.

Особенностью психики человека является осознанность многих процессов его внутренней жизни. Сознание - функция человеческого мозга. Эволюционно-эпистемологическая трактовка сознания может быть дополнена нейрофизиологическим компонентом, позволяющим определить этот феномен как способ существования нейронных систем, в процессе реализации которого поддерживается относительная произвольность реакций (степеней свободы) отдельных нейронов и/или их комплексов, отражающая произвольность внешней (по отношению к нервной системе) среды. Большинство исследователей являются сторонниками вербальной теории сознания. Они говорят о решающей роли речевой деятельности в феномене сознания. Эти взгляды подкрепляются нейрофизиологическими данными. Отсутствие словесного отчета об условной реакции означает отсутствие её осознания. Для осознания любого внешнего раздражителя решающее значение имеет активация связей между воспринимающей областью коры больших полушарий и моторной речевой областью. Оптимальные условия осознанного восприятия обеспечиваются включением механизма избирательного внимания. Избирательность внимания обеспечивается за счёт того, что ненужная информация хотя и воспринимается, но затем передача сведений на структуры гиппокампа блокируется. Таким образом, мысль о важной роли памяти в возникновении субъективного опыта получает в исследованиях внимания дополнительное подтверждение.

Г.В. Гершуни описал так называемую субсенсорную зону, т.е. зону подпороговых раздражителей, на которые можно выработать условные рефлексы, но которые, однако, не будут осознаваться испытуемым. Таким образом, на неосознаваемом уровне возможна условно-рефлекторная деятельность, хотя и в достаточно узкой зоне, вблизи субъективных порогов. Открытие функциональной асимметрии мозга подчеркивает связь сознания с функциями доминантного речевого полушария. Представительство речевой функции у человека асимметрично. Она локализована в левом полушарии. Подобное явление получило название функциональной асимметрии. Асимметрия характерна не только для речи, но и для других психических функций. Сегодня известно, что левое полушарие в своей работе выступает как ведущее в осуществлении речевых и других связанных с речью функций. Правое полушарие выполняет не связанные с речью функции, и соответствующие процессы обычно протекают на чувственном уровне. Необходимо также подчеркнуть, что специализация полушарий происходит в процессе индивидуального развития человека. Исследование возможных механизмов сознания в связи с функциональной межполушарной ассимметрией мозга привело к представлению о некотором межполушарном распределении функций сознания. Так, вербальное сознание представлено в доминантном (левом у правшей) полушарии, а чувство «Я» (самооценка, самосознание) - в субдоминантном (правом у правшей). Поэтому правополушарные поражения приводят к личностным нарушениям, а левополушарные - к речевым.

Левому полушарию приписывают также функции «интерпретатора» мотивов и поступков правого полушария, даже если эти мотивы ему неизвестны; в этом случае, естественно, интерпретации могут быть ошибочными.

Односторонние поражения полушарий приводят к различающимся нарушениям сознания у левшей и правшей в зависимости от особенностей их межполушарной асимметрии. В связи с этим вводится термин «асимметрия сознания». Так, поражение правого полушария у правшей характеризуется приступообразным игнорированием левого пространства, возникновением переживаний далекого прошлого (например, детства); поражение же левого полушария приводит к потере речи и понимания, провалам в памяти, неадекватным поступкам (с последующей амнезией), проявлениям сумеречного сознания, автоматической неосознанной деятельности. Нарушение сознания у левшей в подобных ситуациях менее дифференцировано, более разнообразно и не так жестко связано со стороной поражения.

При нормальном же состоянии мозга ведущая роль в оценке ситуации, вынесении суждения и принятии решения принадлежит доминантному (чаще левому) полушарию, хотя и субдоминантное полушарие участвует в этих операциях на подсознательном уровне.

Важным свойством сознания представляется способность удерживать в голове последовательность происходивших событий и произвольно извлекать их из недр памяти.

Последние десятилетия ознаменовались прорывом в исследовании их мозговых механизмов. Считается, что долговременная память связана с ассоциативной корой. В сохранении в памяти последовательности событий важную роль наряду с гиппокампом играет лобная кора. В ней можно выделить три группы нейронов: одни реагируют на действующий сигнал, другие сохраняют его след до того момента, когда необходимо дать поведенческий ответ, и, наконец, третьи включают ответную реакцию.

Подведём итог представлениям о наиболее вероятных механизмах сознания. Сопоставление вновь поступившей информации с прошлыми переживаниями определяет содержание сознания как постоянную корректировку личного опыта и того, что можно назвать чувством внутреннего «я». В основе сознания лежит идея обновления, придающего жизни её высший смысл и определяющего постоянное стремление человека к новизне.

Изучение литературы показало, что вопрос о тесной связи мозга и сознания остается открытым. Ученые, стоящие на «монистических» позициях, работающие в нейронауках, полагают, что ключ к разгадкам механизмов психики и поведения лежит в изучении нейронов, нейронных сетей, функциональном картировании мозга. Однако такой подход не единственный из возможных.

Научно доказано, что сознание всегда связано с перечисленными ниже протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них:

1. сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку;

2. стержнем сознания, способом его существования является знание;

3. труд развивает сознание;

4. речь (язык) формируют сознание;

5. сознание является функцией мозга;

6. сознание многокомпонентное, но составляет единое целое;

7. сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.

Таким образом, деятельность мозга и деятельность сознания неразрывно связаны.

2. Современные психофизиологические концепции

2.1 Психофизиологическая проблема

Первые воззрения о душе и теле возникли ещё в глубокой древности и были представлены во взглядах на душу как некую независимую сущность, находящуюся в человеческом теле. Учение о душе - это первая форма знания, выступившая в качестве основы для развития представлений о внутреннем мире человека, духовном, психическом. С одной стороны, единство жизнедеятельности нашего организма обеспечивается генотипом. Но, с другой стороны совершенно очевидно, что человек - нечто большее, чем организм. Эту особого рода целостность, превосходящую единство нашего тела, фиксирует классическое понятие души. С постановки проблемы взаимосвязи души и тела собственно зарождается и психофизиологическая проблема, которая впервые была описана в трудах древнегреческих философов.

Демокрит, обращаясь к проблеме взаимосвязи души и тела, объясняет природу из нее самой «как не имеющую начала во времени, но существующую вечно». Его душа - не некая сверхматериальная субстанция, а вполне физическая сущность, совокупность атомов, «круглых и быстро движущихся..., подобных тем, из которых состоит огонь», обладая внутренней энергией, она является причиной движения живых существ, огненным началом в теле. Животная, неразумная часть души равномерно распределена по всему телу. Она - источник подвижности и жизненности тела. Философ утверждал, что: «душа смертна и гибнет вместе с телом». «Души... погибают. Ибо то, что рождается вместе с телом, с необходимостью должно погибнуть вместе с ним» , то есть идеальное мыслилось наравне с материальным - как единая субстанция. Так была создана существующая более двух тысячелетий дискретная картина мира, в котором бытие мыслилось состоящим из мельчайших и обособленных частичек вещества, а отношения между этими частичками считались не самим бытием, а лишь свойством материальной субстанции.

Идея перевоплощения душ принадлежит Пифагору. Философ учил, что душа бессмертна. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в другие тела, животворя их. Основной идеей философии Пифагора было переселение души человека после смерти в тела других существ. Его последователи полагали, что пылинки в воздухе составляют душу, так как они кажутся непрерывно движущимися. У Диогена воздух, который состоит из мельчайших частиц, есть душа. Воздух - первое, самое тонкое, начало всего, и все происходит из него. Именно поэтому душа способна к движению и познанию.

Психофизиологическая проблема развилась дальше в XVII веке, благодаря Р. Декарту, который выдвинул теорию о разделении всего сущего на две субстанции (телесную и духовную). Телесная субстанция имеет проявления, связанные с признаками перемещения в пространстве (дыхания, питания, размножения), а духовная связана с процессами мышления и проявления воли. Р. Декарт полагал, что высшие психические процессы не могут быть прямо выведены из физиологических (телесных) процессов или тем более сведены к ним, поэтому начал искать объяснение тому, как существуют эти две субстанции в человеке. Это объяснение получило название психофизического взаимодействия и определялось Р. Декартом следующим образом: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т. п., а душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, заставляя его работать и изменять свой ход. Теория Р. Декарта о психофизическом параллелизме дала начало для становления психологии как самостоятельной науки.

По мере развития теории психофизического параллелизма были выдвинуты ещё несколько способов решения психофизиологической проблемы. Один из них предложил Т. Гоббс, считавший, что существует только одна субстанция -- телесная, или материальная, которая также является и мыслящей субстанцией. Т. Гоббс полагал, что мышление -- производная от телесных процессов, и должно изучаться посредством наблюдения разнообразных движений тела и в теле. Он обосновывал это тем, что мысль -- субъективное явление, а телесные движения -- объективное, так как они имеют своим истоком какое-либо внешнее воздействие объекта на органы чувств.

Г. Лейбниц, пытаясь опровергнуть теорию Р. Декарта, выдвинул свой способ взаимодействия души и тела. По Г. Лейбницу душа и тело следуют своим собственным законам: душа действует по закону конечных причин (например, в соответствии с целью), а тело -- по законам действующих причин. Они не могут влиять друг на друга, но взаимодействуют в гармонии, так как являются сутью одного и того же универсума. Тем не менее, в этой гармонии духовное в определенном смысле главенствует над телом, а тело является производной от души.

Б. Спиноза разработал возможное решение психофизиологической проблемы в духе монизма, выдвинув концепцию о том, что нет двух отдельных субстанций, а есть единая природа (Бог), имеющая разные свойства (атрибуты), из чего следует, что сознание и тело -- атрибуты природы. Позиция монизма утверждает единство мира в его различных проявлениях (духовного и материального). Так как единая субстанция обладает как атрибутами протяжения, так и мышления, Б. Спиноза сделал вывод, что чем более активен человек в мире, тем более совершенно он действует, то есть чем выше организация тела, тем выше духовное сознание.

Напрямую о материальности психики писал В.М. Архипов: «В XX в. наука сделала гигантский шаг вперед. Естественнонаучные факты, накопленные ею, дают возможность окончательно решить вопрос о материальности психики. Работу мозга можно объяснить одними физиологическими, материальными факторами». Опираясь на работы И.П. Павлова, утверждавшего что временная нервная связь это универсальное физиологическое явление и вместе с тем оно же психическое, ученый полагал, что психическое тождественно нервному, и законы высшей нервной деятельности являются законами динамики психических состояний, а научный анализ психики может быть только анализом материального нервного процесса.

И.П. Павлов же ставил знак тождества между понятиями нервного процесса и физиологического, не имея в виду того, что «нервное» более широкое понятие, чем «физиологическое».

2.2 Психофизиологические концепции сознания

В современных исследованиях психофизиологической проблемы можно выделить три основные концепции: концепция «светлого пятна», гипотеза информационного синтеза, концепция коммуникативной природы сознания.

Гипотеза о связи сознания с определенным участком коры была впервые высказана И.П. Павловым. В поисках ответа на вопрос: «какие нервные процессы происходят в больших полушариях тогда, когда мы говорим, что мы себя сознаем», - он предположил, что сознание представлено деятельностью находящегося в состоянии оптимальной возбудимости «творческого» участка коры больших полушарий, где легко образуются условные рефлексы и дифференцировки. Другие участки, где происходит преимущественно поддержание уже образованных рефлексов, связаны с тем, что называется бессознательной деятельностью. Свои мысли И.П. Павлов выразил в образной форме: «Если бы можно было видеть сквозь черепную коробку и если бы место с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо меняющихся очертаний светлое пятно».

Концепция «светлого пятна», впервые высказанная И.П. Павловым, получила свое развитие в новейших гипотезах в виде «теории прожектора». Эта концепция была сформулирована Ф. Криком - соавтором теории двойной спирали и нобелевским лауреатом.

Основные положения «теории прожектора» сводятся к следующему. Вся информация поступает в кору по сенсорным путям через переключательные ядра в дорзальном таламусе (включая и примыкающие к нему коленчатые тела). Возбудимость этих переключательных ядер может быть избирательно изменена за счет коллатералей от нейронов ретикулярного комплекса таламуса, входящего в его вентральный отдел. Взаимоотношения между этими частями таламуса построены таким образом, что в каждый данный момент одна из нейронных групп дорзального таламуса оказывается в состоянии высокой возбудимости, что значительно усиливает импульсный поток к соответствующим отделам коры, в то время как другие группы оказываются наоборот заторможенными. Период такой высокой возбудимости длится около 100 мс, а затем усиленный приток поступает к другому отделу коры. Ф. Крик предполагает на этом основании, что область наиболее высокой импульсации представляет в данный момент как бы центр внимания, а благодаря перемещению «прожектора» в другие участки становится возможным их объединение в единую систему. В этом процессе большую роль играет синхронизация активности нейронных групп на одной частоте, что также происходит за счет влияния восходящих таламических проекций с кратковременной модификацией деятельности соответствующих синапсов.

Важно, что в число вовлеченных в совместную деятельность нейронных групп входят нейронные ансамбли в различных областях коры. Подобная интеграция, по мнению автора, и обеспечивает осуществление высших психических функций. Предполагается также, что одновременно могут действовать несколько «прожекторов».

Важно, что в число вовлеченных в совместную деятельность нейронных групп входят нейронные ансамбли в различных областях коры.

По Ф. Крику, подобная интеграция и обеспечивает осуществление высших психических функций. Предполагается также, что одновременно могут действовать несколько «прожекторов». Данная концепция была разработана, в первую очередь, для обработки зрительных сигналов, но автор концепции предполагает, что описанная схема является общей для всех анализаторов.

Гипотеза информационного синтеза. Впервые идея об информационном синтезе как основе возникновения субъективных переживаний была выдвинута в середине 70-х гг. прошлого века А.М. Иваницким на основе исследований физиологических механизмов ощущений.

Идея о повторном входе возбуждения в нервные структуры как базисном механизме возникновения субъективного опыта высказывалась в последние годы многими авторами. Наиболее полно она была развита в трудах нобелевского лауреата (за исследование антител) Дж. Эделмана, теория сознания которого получила достаточно широкую известность.

Причем эти обратные проекции могут соединять как анатомически близкие, так и удаленные структуры. Этот повторный вход дает возможность сравнивать полученные ранее сведения с изменениями, происшедшими за период времени от предыдущего повторного входа.

По Дж. Эделману, в основе возникновения субъективных феноменов лежит механизм повторного входа возбуждения в те же нейронные группы после дополнительной обработки информации в других группах или поступления сигналов из внешней среды.

Основные положения теории функциональных систем отражают представления о том, что психика возникла в эволюции потому, что психические переживания содержат обобщенную оценку ситуации, благодаря чему они выступают в качестве важных факторов поведения.

Концепция коммуникативной природы сознания была разработана П. В. Симоновым. По его определению, сознание представляет собой знание, которое в абстрактной форме может быть передано другим людям, что находит отражение в этимологии слова «сознание» - «совместное знание».

Сознание возникло в процессе эволюции на базе потребности к общению, передачи знаний и объединения усилий высокоорганизованных членов сообщества, какими являлись наши предки. Однако поскольку внутренний мир человека скрыт от внешнего наблюдателя, передача сведений от одного человека к другому может происходить лишь путем абстракции, т. е. в виде знаков. Такой знаковой формой общения является речь, формирующаяся в процессе общения. На основе общения возникает и сознание как высшая форма психического, свойственная только людям.

Связь сознания с речью показана в исследованиях людей, выходящих из состояния комы. В этом случае речевой контакт с больными, что, как известно клиницистам, является важным признаком возвращения сознания, совпадает с образованием когерентных связей между электрической активностью гностических (теменно-височных) и моторно-речевых (нижнелобных) отделов левого полушария.

Положение о связи сознания с речью не следует воспринимать упрощенно. Так свидетельствуют данные наблюдений над больными с временным выпадением речевых функций, например, в результате мозгового инсульта. После возвращения речи больные в этом случае, как правило, помнят все события, происходившие во время утраты речи, и могут рассказать о них, что свидетельствует о сохранности у них сознания в период болезни. Выход из этого противоречия, вероятно, заключается в том, что при этом остаются не нарушенными другие функции лобных долей, связанные со способностью к абстракции и запоминанием последовательностей событий. Больной, следовательно, мог кодировать события в иной, неречевой, форме и запоминать их.

Возможно, правильнее связывать сознание в его высшей форме не только с речью. Ранее уже упоминалось о связи лобных отделов с абстрактным мышлением. Важную роль играет и другое свойство лобной коры. Установлено, что ее медиальные отделы имеют отношение к способности выстраивать и хранить в памяти события как последовательно развертывающиеся во времени, что является характерным признаком сознания.

В запоминании последовательности событий, наряду с корой, участвует и гиппокамп, связанный с декларативной памятью. На основе выстраивания последовательности событий возникает способность к прогнозу и планированию, что также представляет собой одно из свойств сознания.

Наконец, по мысли Д. Эдельмана и Д. Тонони, в основе «сознания высшего порядка», связанного с речью, лежит тот же принцип повторного входа возбуждения в поля лобной, височной и теменной коры, ответственные за выполнение отдельных функций, с реализацией речевыми центрами полученной информации в соответствующих фонемах.

Заключение

Проблема сознания имеет явно выраженный междисциплинарный характер. Тем не менее многочисленные данные позволяют выделять особый психофизиологический аспект проблемы сознания. Его содержание составляет объективное состояние сознания, его развитие под воздействием различных внешних и внутренних факторов и отражение этой динамики в показателях телесного функционирования.

Индивидуальное сознание человека неразрывно связано с материальными процессами, протекающими в организме человека, в первую очередь в центральной нервной системе и головном мозге. Проблема заключается в том, чтобы установить, какие именно материальные процессы, механизмы и состояния мозга лежат в основе сознания. Решение этой проблемы сопряжено с большими теоретическими, методологическими и методическими трудностями. И главная причина в том, что в изучении мозговых механизмов психики человека до сих пор существует целый ряд принципиальных проблем, не имеющих даже приблизительного объяснения.

Проблему отношения сознания к организации мозга можно представлять и как специальную проблему нейронаук, и как собственно философскую психофизическую. Видение последней в современной философии сознания является многоаспектным. По крайней мере, она не сводится к специальной психофизиологической проблеме, решение которой заключается в нахождении соответствия между определенными нервными процессами в мозге и психическими феноменами, осознаваемыми или неосознаваемыми субъектом. Решение проблемы отношения сознания и мозга как специальной психофизиологической проблемы представлено такими концепциями, как концепция «светлого пятна», концепция информационного синтеза и концепция связи сознания с речью.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В.. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 608 с.

2. Бехтерева И.П.. Нейрофизиологические механизмы мышления, Л., 1985, - 356с.

3. Гуревич П.С.. Философия человека. - М.: ИФРАН, 2001.- 304 с.

4. Давыдов В.В. Актуальные аспекты психофизиологической проблемы в условиях взаимодействия аналитической философии сознания и когнитивной нейробиологии / В.В. Давыдов // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2006. - № 2. - С. 23-30.

5. Корнеенков С.С. Универсальное сознание и психофизиологические коммуникации человека: аспекты психофизики / С.С. Корнеенков // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2005. - № 2. - С. 20-24.

6. Кудрявцев В.. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. 1990. - № 3. - С. 12-16.

7. Макарова З.В. Научная философия и психофизиологическая проблема / З.В. Макарова // Автореферат по диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - 2007. - 20 с.

8. Макарова З.В. Психофизиологическая проблем в современной западной философии / З.В. Макарова // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. - № 11. - С. 11-17.

9. Малышевский А.Ф.. Введение в философию: Учеб. пособие. / Под ред. А.Ф. Малышевского. - М.: Просвещение, 2005, - 256с

10. Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: - Издательство "Феникс", 2007.- 351 с.

11. Семинарские занятия по философии: Учебник. / Под ред. К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 2001. - 297с.

12. Философия. Учебник. / Под общей редакцией Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 245 с.

13. Философия в вопросах и ответах. Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Е.Е. Несмеянова. - М.: Гардарики, 2000. - 351 с.

14. Философский словарь: 3-е изд., исправл. -- Мн.: Книжный Дом. 2003.-- 1280 с.

15. Фролов И.Т. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений: В 2 ч. / Под рук. И.Т. Фролова. М., 2004. - 565 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Актуальность проблемы сознания человека. Научное понятие сознания и его классификация. Определение и структура сознания. Формы неистинного сознания: эгоизм и альтруизм. Истинно нравственная сфера сознания.

    контрольная работа , добавлен 14.08.2007

    Характеристика понятия сознание в философии. Проблема сознания как одна из самых трудных и загадочных. Отношение сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир. Индивидуальное и надиндивидуальное сознание.

    реферат , добавлен 19.05.2009

    Анализ эволюции концепции познания, понятие сознания. Основные положения концепции отражения. Творческая природа сознания, сознание как функция мозга. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания. Свойства человеческого сознания.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2010

    Учение о субстанции как устойчивом объективном первоначале мироздания. Субстанциальный подход к анализу предпосылок естественнонаучного мышления. Философские взгляды на проблему субстанции: дуализм Р. Декарта, монизм Б. Спинозы, плюрализм Г. Лейбница.

    реферат , добавлен 17.11.2015

    Понятия и определения сознания и нравственности. Влияние сознания и нравственности на человека и общество. Виды и разновидности сознания и нравственности. Нравственное сознание, его специфика и роль в жизни человека. Двухаспектная и эмерджентная теории.

    реферат , добавлен 28.04.2011

    Проблема сознания и основной вопрос философии. Проблема происхождения сознания. Сущность отражения. Общественная природа сознания. Становление и формирование мировоззренческой культуры. Структура и формы сознания. Творческая активность сознания.

    контрольная работа , добавлен 27.08.2012

    Сознание – высшая, свойственная человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе. Происхождение категории сознания. Сознание как основа существования человека. Философские толкования проблемы сознания.

    реферат , добавлен 15.12.2008

    Проблема сознания в истории философии. Взаимосвязь сознания и самосознания, связь с языком. Соизмерение общественного и индивидуального в философии психологии. Парадокс феномена иллюзорного сознания. Философский аспект сознательного и бессознательного.

    реферат , добавлен 10.12.2011

    Сознание как одна из фундаментальных философских категорий. Аспекты содержания этого понятия. Проблема генезиса сознания, его структура и функции. Основные отличительные признаки сознания человека от психики животного. Социокультурная природа сознания.

    реферат , добавлен 02.04.2012

    Эмпирические данные о функционировании сознания человека, которые до сих пор представлялись несовместимыми в рамках единого гносеологического подхода. Антиномичность бытия сознания. Общая характеристика основных сфер сознания. Потребность в любви.

Человеку дан дар – разум и полёт идей. Предметы и явления, которые обитают на грани духовного мира. Богословы продвигают идею о божественной искре высшего разума. Идеалисты утверждают, что разум первичен и дан людям для самоизучения. Материалисты и психологи признают разум функцией мозговой активности, которая отражает мир.

Практически никто уже не спорит о том, что есть прямая взаимосвязь между осознанием бытия и работой мозга. Огромное количество научных дисциплин занимается исследованием природы этих феноменов: психофизиология, психология, медицин а и другие. Философия уже многие тысячелетия не является исключением. Философский анализ заключается в том, чтобы понять сущность происхождения и возможности сознания и мозга во время преобразования реальности, в которой мы живём.

Люди активно познают объективную реальность и своё бытие с самого рождения, через данные природой психические явления и функции. Отношения рождаются только через общение с другими людьми при помощи речи. Это свойственно только человеку, и только если он живёт в обществе.

Миллионы лет прошли, прежде чем появился человек с разумом. Всё благодаря уникальному свойству психики отражать. Отражение – это свойство любой системы изменяться при взаимодействии с чем-либо. Где же находятся корни, начало сознания?

Всё начинается в мозге

Человеческий мозг – тонкое устройство, которое являет собой часть целого организма и одновременно автономно. Именно мозг и есть орган, рождающий сознание, утверждает философия.

Изначально врачи, позже учёные заметили и подтвердили массой примеров и экспериментов, что все реакции у людей наблюдаются если есть нормальное функционирование мозга, основного органа центральной нервной системы. Именно здоровая мозговая материя даёт нормальную работу всей психики. Удовольствие, смех, слёзы, боль и много другое недоступны тем, у кого нарушены или поражены её части.

Ранение лобной доли лишает возможности производить мыслительные действия. Нарушены мозговые структуры затылочной части, происходит потеря пространственной ориентации. Повреждены доли лобные, сложные поведенческие программы становятся недоступными. Подобных примеров множество.

Сознание ребёнка проходит все стадии взросления вместе с развитием мозга. При этом мозг старца демонстрирует уже некоторые потери функциональности разума. Чем сложнее структура мозга живого существа, тем многообразнее и тоньше реакции. Тем оригинальнее отражается действительность.

Сознание и язык

Невозможно отделить даже временно мысль от материи, которая её мылит. Мозг – материальный субстрат сознания. Всю полученную информацию он обрабатывает логическими алгоритмами, переводя её в знаки, слова составляют речь. Язык есть основание для мышления.

Средством общения между людьми является слово. Язык выступает способом сформулировать, выразить свою мысль и передать её другим в результате мыслительных операций и осознания происходящего. Мыслительная речь известна устная, письменная и внутренняя (думы о себе). Рождение её происходит всё там же, в мозгу.

Только если присутствует вторая сигнальная система мы понимаем, что сознание у человека присутствует. Без сознания нет речи, без речи нет признаков сознания. В этом их единство и взаимное существование. Язык позволяет перейти от восприятия и представлений к формированию целых понятий. Однако говорить о тождественности этих двух явлений не приходится, даже в философии. Сознание отражает мир, а язык обозначает и выражает мысль.

Сознание как философский феномен

Самая сложная и противоречивая тема в философии та, что пытается ответить на вопрос «Что такое сознание?». Известно, что это высшая форма отражения действительности, присущая исключительно человеческим существам на планете.

Сама проблема взаимоотношений мозга и разума обитает на границе философии и научных дисциплин. Философия её рассматривает через призму трёх граней: дуализм, идеализм и материализм .

Античные мыслители смотрели на сознание как на момент попадания различных сигналов от органов чувств и их дальнейший анализ, сравнение, обработка.

В Средние века это понятие было наделено философами надмировым началом (божественным), существовавшим до природы.

В философии Нового времени оно предстаёт как замкнутая в себе субъективность, особая идеальная материя.

В одном из неклассических философских подходов сознание – это субъективность бытия, в котором важно бытие мышления, а не мышление о бытие.

Сознание и бессознательной

Психоанализ добавил к осознанию понятие бессознательного, символизирующего опыт предшествующих поколений в психике индивидуума. Часто люди доверяют бессознательному больше , чем сознанию, особенно когда не находят логического решения.

Бессознательное проявляется и осознаётся. Память, мотивация, мышление, интерес, потребность, которые есть в бессознательном, «материализуются» в снах, грёзах, непроизвольных действиях, искусстве и творчестве, ошибочных действиях, оговорках, описках. Философская задача – найти гармонию между этими двумя явлениями, чтобы достичь состояния счастья и удержать его.

Итак, сознание получило самостоятельный статус существования. Кто бы из учёных ни изучал, отмечают, что оно объединяет все психические процессы и функции:

  • получение, интерпретация и аккумуляция информации и впечатлений;
  • интеграция опыта, определение его значимости;
  • формирование отношения к миру, определение своего места;
  • проектирование, прогнозирование и регламентирование своей деятельности.

Сознание в жизни проявляется в чувственной форме (ощущения, восприятие, представления) и в рациональной (понятия, суждения, умозаключения). Внимание, эмоции, память, воля, мышление – его компоненты.

Новый виток в изучении сознания и пересмотр постулатов в самой философии случился в связи с разработками искусственного интеллекта в последние годы. Создание программ, понимающих язык, объединило естественно-научный и гуманитарный подходы, разрешило психофизиологические проблемы через анализ этого феномена.

Его структура и компоненты философами изучаются до сих пор, поскольку современные исследования продолжают выделять новые элементы. Функционалисты доказывают аналогию между компьютером и функционированием мозга. Компьютерные исследования, инженерная лингвистика, теория искусственного интеллекта рождают иные компоненты сознания: когнитивная схема, когнитивная карта, фрейм и другие.

Существуют важные отличия психики человека от разных даже самых развитых представителей на земле: самосознание, самоанализ и самоконтроль. Только человек способен выделять себя из окружающей среды и проявлять. Только ему присуща интуиция, вдохновение, инсайт, рефлексия.

В настоящее время самые активно развивающиеся подходы в науке изучения сознания и мозга:

  • - нейропсихологический, в котором функции разума зависят от конкретных участков коры головного мозга;
  • - нейрохимический, в котором изучают влияние на сознание настроения, алкоголя, наркотиков, изменяя химию мозговой материи;
  • - нейрокибернетический, в нём сознание и мозг – информационные системы со сложными программами и алгоритмами.

Сознание – это особый тип информации , поэтому и рассматривают отношение между носителем этой информации и самой информацией. Оно воплощается в кодах, то есть в образах, а возникая в мозговых нервных связях, происходит кодирование образа. Любая информация – это и содержание, и ценность и фактор управления.

Философия и космос

Философы позволили себе подойти к понятию с иных сторон, отличных от естествоиспытателей. Их пытливый ум заметил попытки человека овладеть языком космоса, понять его инфо-структуры. Теперь понятно, что человек с его сознанием и бессознанием связан и с космическими процессами.

Полная взаимосвязь сознания, бессознательного и космического вылилась в целую теорию о телепатии , ясновидении, о связи пространства и времени. Учение о гипнозе успешно реализуется в медицине. Это стало толчком к развитию науки по проблеме «Сознание и мозг».

И всё это благодаря человеческому мозгу и всем процессам, осознаваемым им и в нём. Таким образом, можно сделать некоторые выводы о сознании и мозге:

  1. оно относится к высшей форме отражения действительности и свойственна только человеку, как и членораздельная речь;
  2. знание выступает его ядром;
  3. разум формируется только если есть социум и организованная деятельность или труд;
  4. мозг представляет собой сложную материальную и физиологическую систему, одной из его функций выступает сознание;
  5. оно одновременно многокомпонентное по своей структуре и цельно;
  6. оно активно и имеет способность и возможность влиять на окружающий мир.

Похожие публикации