Гигиена и предупреждение заболеваний органов чувств. Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы

Элементарным правилам ухода за собой ребенка обучают с пеленок. Личная гигиена, в том числе и гигиена органов слуха – важная составляющая этого обучения. В данном случае, ежедневные процедуры, направленные на поддержание чистоты ушей, есть ни что иное, как профилактика проникновения в них различных инфекций. К дополнительным мерам профилактики относится защита органов слуха от неблагоприятных воздействий извне: переохлаждения, производственного шума, других громких звуков, попадания токсичных веществ и т. п.

Рассмотрим правила гигиены органов слуха подробнее.

Основы гигиены ушей

Мыть уши, так же как и умываться, нужно каждый день. Это основа основ всех правил гигиены относительно органов слуха. Неукоснительное его соблюдение – залог здоровья всех отделов уха и самая надежная профилактика различных заболеваний.

Что касается чистки ушных раковин специальными ватными палочками, то здесь необходимо проявлять некоторую осторожность. Неправильные действия могут способствовать образованию плотной верной пробки, нарушить естественный процесс выделения ушной серы, которая защищает внутренние органы слуха от проникновения микробов и пыли, привести к повреждению барабанной перепонки.

Но и отказываться от чистки ушей ватными палочками тоже не следует. При избыточном выделении железами серной массы и накоплении её в наружном слуховом проходе может образоваться пробка, что приводит к ухудшению слуха. При появлении подобной проблемы нельзя пытаться самостоятельно удалить серную пробку из уха – необходимо обратиться к врачу (ЛОРу), который быстро и безболезненно устранит скопившуюся в слуховом проходе серу.

Нельзя допускать попадания в уши воды. Это вызывает не только неприятное ощущение заложенности и некоторое ослабление слуха, но и может привести к появлению сильной боли. Если вода все же попала в ухо, необходимо лечь на спину, а затем медленно-медленно повернуть голову в сторону, чтобы больное ухо оказалось внизу, и вода могла беспрепятственно вытечь из него.

Профилактика заболеваний органов слуха

Профилактика ЛОР-заболеваний и гигиена органов слуха во многом зависят от нормального носового дыхания. При насморке в воспаленных пазухах носа происходит накопление слизи, которая может проникнуть и в слуховую трубу. В результате происходит разбалансировка наружного давления и давления в среднем ухе. Возникает чувство заложенности, из-за чего человек испытывает заметный дискомфорт.

Но это не самое опасное. Инфекция, вызвавшая воспаление слизистых оболочек носоглотки может распространиться во внутренние отделы органов слуха, спровоцировав серьезное заболевание. Поэтому сильно сморкаться при насморке, а также сморкаться одновременно обеими ноздрями нельзя. Правильно делать это попеременно, прижимая сначала одно, а затем второе крыло носа к перегородке и осторожно освобождая ноздри от слизи.

Особое внимание профилактике ЛОР-болезней нужно уделять при инфекционных и вирусных заболеваниях, таких как корь, грипп, ангина. Болезнетворные бактерии — возбудители данных заболеваний — могут проникнуть в среднее ухо через слуховую трубу и вызвать сильное воспаление.

Немалый вред здоровью органов слуха может нанести производственный шум. Постоянные громкие звуки и шумы могут привести не только заметное ослабление слуха или полную его потерю, но и стать причиной быстрой утомляемости, нарушения аппетита и сна, проблем с нервной системой, ухудшению работоспособности человека. Кроме того, производственный шум может стать причиной развития ряда системных заболеваний, таких как гипертония, заболевания желудочно-кишечного тракта и т. д.

Для защиты органов слуха от производственных шумов существуют определенные правила техники безопасности, включающие, в том числе, и использование специальных звукопоглощающих средств защиты – общих и индивидуальных.

Тема. Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы.

Цель: познакомить учащихся с обонятельным, вкусовым, кожным и двигательным анализаторами. А также изучить правила гигиены органов чувств и об их здоровье .

Оборудование и материалы: фотографии, рисунки, плакаты, схемы.

Базовые понятия и термины: обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы, волосковидные клетки, вкусовые сосочки, острота, близорукость и дальнозоркость, косоглазие, отит, тугоухость.

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока

I. Организационный этап …………………………………………………….......2 мин

II . Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .............................................................................................................3мин

III . Изучение нового материала . ……25 мин

IV . ……………………………………………………………………….......... 10мин

V . Подведение итогов урока .…...3 мин

VI . Домашнее задание 2 мин

Ход урока

    Организационный этап

    Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Человек различает тысячи разных запахов. Его обоняние во много раз тоньше вкуса. Не менее важное чувство - осязание. Без него мы не смогли бы удерживать карандаш, пожать кому-то руку, найти дорогу в темноте.

У здорового человека анализаторы дают верную картину внешних событий. Для того чтобы избежать заболевания органов чувств, важно вести здоровый образ жизни, следовать правилам гигиены.

    Изучение нового материала

Вкусовой и обонятельный анализаторы И.П. Павлов назвал химическими, так как их раздражители - химические свойства веществ.

В слизистой оболочке языка находятся вкусовые сосочки. Каждый сосочек сообщается с ротовой полостью посредством поры. Пора ведёт в камеру, заполненную жидкостью. На дне камеры расположены вкусовые рецепторы - волосковидные клетки. К ним прилегают нервные волокна. При попадании пищи в ротовую полость часть её растворяется в слюне. Раствор попадает в полость камеры сосочка и воздействует на волоски клеток. Если рецепторы вкуса реагируют на данное вещество, они возбуждаются. Информация в виде нервных импульсов идёт сначала в продолговатый мозг и зрительный бугор, а затем достигает задней центральной извилины коры, где формируются вкусовые ощущения.

Различают четыре главных оттенка вкуса: сладкий, кислый, солёный, горький. Распознают их рецепторы, находящиеся в разных частях языка. Многие несъедобные и ядовитые вещества имеют горький вкус, поэтому особенно много рецепторов, которые его распознают. Располагаются они в задней части языка, и при их раздражении вызывается защитный рвотный рефлекс.

Обонятельные рецепторы - волосковидные клетки - расположены в слизистой оболочке носовой полости. Раздражение обонятельных рецепторов способны вызывать летучие или растворимые в воде или жирах вещества. Возбуждение от рецепт ров по обонятельным нервам поступает к промежуточным и высшим обонятельным центрам. Рецепторы обонятельного анализатора обладают большой чувствительностью.

На остроту обоняния влияет состояние слизистой оболочки носа. При насморке обонятельная чувствительность снижается.

Кожа, как и все органы тела, обладает чувствительностью. Она играет существенную роль в познании внешнего мира. 3 коже находятся разнообразные рецепторы в виде нервных окончаний, свободных или заключённых в капсулу. Рецепторы кожи воспринимают тепловые, к: подовые, болевые раздражения. Холодовые рецепторы расположены ближе к поверхности кожи, чем тепловые, их много на лице и губах.

Важнейшее кожное чувство - осязание (ощущение прикосновения и давления). Больше всего рецепторов, воспринимающих прикосновение, на подушечках пальцев, губах. Рецепторы ступней ног воспринимают давление тела и помогают контролировать ходьбу.

Нервные импульсы от рецепторов кожи проходят через спинной мозг и зрительный бугор в центральную часть коры, где возникают соответствующие ощущения.

В толще мышц и сухожилий имеются рецепторы, которые возбуждаются при растяжении этих органов. Чувство ощущения своего тела, реализация врождённых и выработанных движений невозможны без их участия. Высший отдел двигательного анализатора находится в области предцентральной извилины, где возникает мышечное чувство. Вместе с вестибулярным двигательный анализатор обеспечивает положение тела в пространстве.

Одна из важных характеристик зрения - острота. При близорукости и дальнозоркости происходит её снижение. У близоруких людей глазное яблоко имеет удлинённую форму. Они чётко видят детали близкорасположенных предметов. При дальнозоркости глазное яблоко более укорочено. Человек лучше видит отдалённые предметы. И при близорукости, и при дальнозоркости зрение можно скорректировать при помощи очков с разной формой линз.

Снижение остроты зрения наблюдается в результате напряжения мышц глаза из-за плохого освещения, привычки читать на расстоянии менее 30 см, использования мобильного телефона для игры и работы с Интернетом, длительной работы за монитором компьютера, просмотра телевизионных программ в неосвещённой комнате.

При неодинаковом преломлении света в левом и правом глазах возникает косоглазие. Чёткое и резкое изображение поступает только от одного глаза. В результате второй глаз отключается, его зрачок перемещается в сторону. Исправить косоглазие позволяют очки и специальные упражнения.

Игры с острыми предметами могут привести к ушибу и травме глаз. В этом случае накладывается повязка и вызывается врач.

Ожоги глаз - следствие небрежного обращения с оптическими линзами, огнём или химическими веществами (кислотами, щелочами). В случае химического ожога важно промыть глаза большим количеством холодной проточной воды. Термические и химические ожоги, ушибы могут стать причиной помутнения роговицы и появления бельма, что ведёт к потере зрения.

Попавшие в глаз мелкие соринки можно извлечь самостоятельно чистой салфеткой.

В наружном слуховом проходе происходит выделение ушной серы. Её накопление может привести к закупорке слухового прохода, что ведёт к снижению слуха. Поэтому следует ежедневно мыть уши тёплой водой с помощью влажного тампона. Извлекать серу спичками, шпильками и другими острыми предметами не рекомендуется.

В сырую холодную и ветреную погоду уши следует оберегать от переохлаждения.

При попадании микроорганизмов в среднее ухо может возникнуть его воспаление - отит. Заболевание сопровождается сильной болью. Оно может привести к нарушению подвижности слуховых косточек и снижению остроты слуха. Также результатом этого заболевания может стать поражение слуховых рецепторов и нерва, что приводит к глухоте.

Кратковременные, но чрезмерно сильные звуки или постоянное пребывание в шумной обстановке могут стать причиной тугоухости.

Длительное пребывание на дискотеках, а также в других средах, «загрязнённых звуковыми шумами», ведёт к повышению давления крови, головным болям, раздражительности, ухудшению сна. Негромкая классическая музыка благоприятно действует на работу мозга и органов чувств, вызывает положительные эмоции, позитивно сказывается на настроении.

IV . Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Как устроен обонятельный анализатор?

2. Как устроен вкусовой анализатор?

3. Как устроен кожный анализатор?

4.Какую роль играют мышечные рецепторы в процессе движения?

5.Какие ощущения возникают при раздражении рецепторов кожи?

V . Подведение итогов урока VI . Домашнее задание

§58, 59, конспект, ответить на вопросы.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Керченская специальная школа-интернат»
Конспект коррекционно-воспитательного мероприятия
«ГИГИЕНА ОРГАНОВ ЧУВСТВ»
Составила: воспитатель
Коломиец С.Н.
Цель: актуализировать и углубить знания учащихся по теме гигиена органов чувств.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать знания учащихся о видах органов чувств;
- формировать представление о правилах ухода за органами чувств (глаза, кожа, уши, язык, нос)
- актуализировать знания детей о том, что такое гигиена.
Коррекционно-развивающие:
- продолжить развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), через выполнение практических заданий в ходе урока;
- развивать внимание, восприятие учащихся путём работы с презентационным материалом;
- продолжить работу по развитию памяти учащихся кратковременной и долговременной, обогащению словарного запаса.
Воспитательные:
- прививать у учащихся аккуратность и бережное отношение в своему организму, к органам чувств в частности.Место проведения занятия: актовый зал
Продолжительность занятия: 40 минут
Материально-техническое обеспечение занятия: ноутбук, проектор.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: цветок с карточками-органы чувств, закрытые пластиковые стаканчики с кусочками лимона, чеснока и кофе, соль, сахар, лимонная кислота, одноразовые ложки, МР3 записи – морской прибой, звуки леса, шум города.
Ход мероприятия:
Введение:
Воспитатель:Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте!
Мы друг другу сказали:
Здравствуйте!
И как будто светлее на улице стало.
Здравствуйте!
Этим словом здоровья мы всем пожелали!
Здравствуйте!
А вроде совсем ничего не сказали.
Здравствуйте!
-Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш урок. Сегодня к нам на урок пришёл гость. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, кто же это.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор...
Дети: Айболит.
Актуальность
Воспитатель: Правильно. Сегодня у нас в гостях Доктор Айболит. Посмотрите ребятки, он принёс с собой цветок. (цветок с лепестками – «органы чувств» закреплён на магнитной доске). Этот цветок не простой, он волшебный. С помощью этого цветка мы вспомним, какие органы чувств есть у человека.
А вы помните, для чего нам нужны органы чувств? С помощью органов чувств мы познаем окружающий мир, различаем предметы по запахам, окраске, форме, звукам.
Доктор Айболит: Ребята, вы же знаете, что здоровье – это великая человеческая ценность. Природа наделила человека огромными возможностями. Но воспользоваться ими можно, если человек умеет правильно ухаживать за своим телом. Поэтому, мы с вами сегодня поговорим не только о органах чувств человека, но и о том, как правильно ухаживать за ними. Ребята, а как по- другому называется уход за своим телом, содержание его в чистоте.
Учащиеся: личная гигиена.Доктор Айболит: Правильно. Гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.
Основная часть урока
Воспитатель: А теперь, давайте вспомним, какие органы чувств есть у человека. Отгадайте загадку:
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (глаза)
Воспитатель переворачивает лепесток цветка «Глаз – зрение» на доске.
Правильно, глаза являются органом зрения. Зрение помогает нам воспринимать окружающий мир.
Доктор Айболит:
Правила гигиены органа зрения
К глазам необходимо относиться бережно.
Глаза могут заболеть, если в них попадёт грязь, которая является рассадником многих заболеваний. Грязь заносится в глаза, когда мы их трём грязными пальцами, когда вытираем их грязным полотенцем, спим на грязной подушке.
Надо пользоваться чистым полотенцем, спать в чистой постели, не тереть глаза руками.
Большое значение имеет для сохранения зрения освещение. При плохом освещении глаза напрягаются и очень быстро утомляются. А при очень ярком, могут заболеть.
Не читать, рисовать, играть при плохом освещении.
Не находиться на ярком солнце без солнцезащитный очков.
Нужно беречь глаза от попадания в них пыли и песка, от повреждения острыми предметами.
Беречь глаза от травм и попадания инородных предметов.
Чтобы зрение оставалось хорошим, нельзя много смотреть телевизор, нельзя сидеть близко у телевизора, сидеть прямо перед экраном, а не с боку. Во время просмотра телепередач должен быть включён свет.
Не переутомлять глаза.
Воспитатель: А теперь давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.
Гимнастика для глаз
Воспитатель: Продолжим. У меня есть для вас ещё одна загадка. Назовите орган слуха. Дружно, хором! Это - ... (ухо)
Воспитатель переворачивает лепесток «Ухо – слух».
Воспитатель: Правильно ребята, это ухо – это орган слуха. Сейчас закройте пожалуйста глаза. Я включу вам запись звуков, а вы расскажете, что вы услышали, где побывали.
Игра «Где мы находимся?» (дети закрывают глаза. Учитель ставит МР3 записи: звуки леса, звук морского прибоя, звуки города и просит детей после прослушивания рассказать где они находились).
Доктор Айболит: За ушами нужно тоже бережно ухаживать.
Правила гигиены органа слуха
Никогда не кричи никому в ухо, и не слушай долго громкую музыку
Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами, ты можешь повредить барабанную перепонку.
Мой уши каждый день или используй гигиенические ушные палочки.
В случае болезни обязательно обращаться к врачу
Воспитатель: Отгадайте, а о каком органе чувств мы сейчас поговорим.
Меж двух озёр стоит утёс,
В нём две пещеры, это - ... (нос)
Правильно нос является органом чувства обоняние. Обоняние - это способность человека чувствовать запахи.
Воспитатель переворачивает лепесток «Нос-обоняние».
Практические задания:
- Определить, что лежит в стаканчике. (Детям раздаются пронумерованные стаканчики с перфорированной крышкой. Внутри лежат:
1. ЛИМОН
2. ЧЕСНОК
3. КОФЕ.
Ученики по запаху должны определит, что находится в стаканчиках.)Доктор Айболит: А теперь давайте посмотрим какие правила нужно соблюдать, чтоб сохранить наш орган обоняния.
Правила гигиены органа обоняния
Нельзя резко вдыхать пахучие вещества
Необходимо регулярно проветривать помещение.
Особенно опасна для здоровья человека пыль, поэтому важна ежедневная влажная уборка.
Воспитатель: А теперь немного отдохнём и наше тело разомнём. Физкультминутка
Воспитатель: Что ж, продолжим наш урок. Наш следующий орган чувств отгадайте.
Всегда во рту,
Но его не проглотишь.
Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим. (язык)
Воспитатель переворачивает лепесток «Язык - вкус».
Воспитатель: Правильно, это язык. Он является органом вкуса. Благодаря ему мы можем понять, что мы едим. А давайте сейчас проверим как работает наш язык.
Практическое задание. Воспитатель просит учеников определить на вкус сладкое (сахар), солёное (соль), кислое (лимонная кислота или лимон).
Доктор Айболит: Вы ребята молодцы. А теперь я расскажу вам о правилах гигиены органа вкуса.
Правила гигиены органа вкуса
Не употребляй слишком горячую пищу.
Соблюдай режим и рацион питания.
Мой руки перед едой.
Не бери в рот незнакомые растения.
Содержи в порядке полость рта.
Соблюдай правило «Когда я ем - я глух и нем».
Воспитатель: Ну что же, на нашем цветке осталось перевернуть только один лепесток.
Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу,
Пот наружу выделяю,
Температурой руковожу. (Кожа)
Воспитатель: Кожа – орган осязания. Кожа защищает тело человека от различных повреждений. Через кожу удаляются вредные для организма вещества. А давайте проведём небольшой эксперимент.
Практические задания:
Задания на тактильное восприятие.
1. «Тепло\холодно». Дети закрывают глаза. Им предлагают потрогать бутылки с водой тёплой и холодной водой и определить где и какая.
2. « По ладошке побежала белка\ёжик». Воспитатель проводит по ладони ученика поочерёдно мягкой кисточкой, кисточкой для клея /или щетиной / и спрашивает: «Кто побежал по ладошке? Белочка или ёжик?»
Доктор Айболит:За кожей необходимо ухаживать: содержать в чистоте!
Правила гигиены органа осязания
Личная гигиена. Ежедневные водные процедуры
Гигиена одежды. Одежда должна быть проницаема для воздуха и влаги, а главное она должна быть чистой.
Необходимо беречь кожу от ожогов, обморожений и других травм.
Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи.
Не трогай незнакомых животных на улицах.
5.Подведение итогов
Воспитатель: Ну вот мы и вспомнили с вами все органы чувств человека. Все лепестки нашего волшебного цветка открылись. А замечательный Доктор Айболит рассказал нам какие правила мы должны соблюдать, чтоб сберечь наши органы чувств. Ребята, давайте поблагодарим его и пообещаем соблюдать все эти правила.
Доктор Айболит:
«Пожелание друзьям»
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недешево!

Гигиена как наука представляет собой очень широкое понятие, охватывающее практически все стороны жизни людей. Слово «гигиена» произошло от греческого hygieno s, что означает «приносящий здоровье». Определений Гигиене очень много, но, пожалуй, все они означают одно: гигиена – это наука об улучшении и сохранении человека .

Гигиена включает в себя множество разделов, таких как: гигиена , гигиена детей и подростков, гигиена труда, личная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена окружающей среды, военная гигиена и т.д. Так как тематика сайта полностью входит в понятие «Гигиена», то для простоты понимания в данном разделе сайта мы охватим лишь тему Личной гигиены.

Личная гигиена - свод правил поведения человека в быту и на производстве. В узком понимании гигиена - это гигиеническое содержание тела, одежды и предметов домашнего обихода. Нарушения требований личной гигиены могут сказаться на здоровье как одного человека, так и очень больших групп людей (коллективы предприятий, семьи, члены различных сообществ и даже жители целых регионов).

ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ

1. Гигиена тела. Кожа человека защищает весь организм от всевозможных воздействий окружающей среды. Соблюдение чистоты кожи чрезвычайно важно, ведь кроме защитной функции, она выполняет следующие функции: терморегулирующую, обменную, иммунную, секреторную, рецепторную, дыхательную и другие функции.

  • Мойтесь ежедневно теплой водой. Температура воды должна быть 37-38 градусов, т.е. немного выше нормальной температуры тела. Через кожный покров человека за неделю выделяется до 300 г сала и до 7 литров пота. Чтобы защитные свойства кожи не нарушались необходимо эти выделения регулярно смывать. В противном случае на коже создаются благоприятные условия для размножения болезнетворных микробов, грибков и других вредных микроорганизмов.
  • Принимать водные процедуры (ванна, душ, баня) с применением необходимо не реже одного раза в неделю.
  • Следите за чистотой рук и ногтей. Открытые участки кожи особенно подвержены загрязнению. Грязь, содержащая болезнетворные микробы может попасть с рук в рот через пищу. Дизентерию, например, называют болезнью грязных рук. Руки нужно мыть до посещения туалета и обязательно после туалета, перед едой и после приема пищи, после контакта с животными (как уличными, так и домашними). Если Вы находитесь в дороге, то руки необходимо протереть влажной салфеткой, чтобы устранить хоть некоторое количество микробов.
  • Ноги нужно мыть каждый день прохладной водой и мылом. Холодная вода уменьшает потовыделение.

2. Гигиена волос. нормализует деятельность сальных желез, а также улучшает кровообращение и обменные процессы. Поэтому к процедуре мытья головы необходимо относиться ответственно.

  • Голову необходимо мыть по мере загрязнения. Сказать точное количество раз невозможно. Частота мытья волос зависит от различных факторов: длины волос, типа волос и кожи головы, характера работы, времени года и т.д. Зимой, как правило, голову моют чаще, потому что головной убор не дает коже головы дышать, из-за чего кожного сала выделяется гораздо больше чем обычно.
  • Не стоит мыть волосы горячей водой. Волосы могут стать очень жирными, так как горячая вода активизирует работу сальных желез. Кроме этого, такая вода помогает моющим средствам (мылам и шампуням) оседать на волосах в виде серого налета, который сложно смывать.
  • Тщательно относитесь к выбору средств по уходу за волосами (шампуни, бальзамы, лосьоны и т.п.). Волосы очень хорошо впитывают воду, а с ней и вещества, которые могут навредить волосам, коже головы и организму в целом.
  • После полоскания волосы полезно обдать прохладной водой.
  • Вытирать голову после мытья желательно теплым полотенцем, а затем дать волосам просохнуть на воздухе. Феном пользоваться нежелательно, поскольку он очень сушит волосы.
  • При расчесывании волос недопустимо использование чужих расчесок.

3. Гигиена полости рта. Правильный уход за ротовой полостью способствует сохранению зубов в хорошем состоянии на долгие годы, а также помогает предупредить очень многие заболевания внутренних органов.

  • Чистить зубы необходимо ежедневно утром и вечером.
  • Недопустимо пользоваться другого человека.
  • После приема пищи обязательно полощите рот.
  • При появлении первых признаков заболевания зубов или десен незамедлительно обращайтесь к стоматологу.
  • Для профилактического осмотра посещайте стоматолога не реже двух раз в год.

4. Гигиена нательного белья и одежды и обуви. Немаловажную роль в личной гигиене занимает чистота нашей одежды. Одежда защищает тело человека от загрязнений, механических и химических повреждений, охлаждения, попадания насекомых и так далее.

  • Нательное белье необходимо менять после каждого мытья, т.е. каждый день.
  • Носки, гольфы, чулки, колготки меняются ежедневно.
  • Одежду необходимо регулярно стирать.
  • Недопустимо ношение чужой одежды и обуви
  • Одежда и обувь должны соответствовать климатическим условиям.
  • Желательно отдавать предпочтение одежде из натуральных тканей, и обуви из натуральных материалов.
  • Покрой одежды и обуви должен учитывать анатомические особенности и соответствовать размеру человека.

5. Гигиена спального места.

  • У каждого члена семьи должны быть свое полотенце и своя постель.
  • Постельное белье необходимо менять еженедельно.
  • Спальное место должно быть удобным.
  • Перед сном необходимо проветривать спальное помещение.
  • Перед сном нательное белье рекомендуется менять на ночную сорочку или пижаму.
  • Старайтесь не допускать на постель домашних животных.

И еще немного о гигиене:

Глаза человека являются очень чувствительным и ранимым органом, поэтому так важно относится к ним с бережностью и должным вниманием. Это одна из самых важных систем нашего организма, которая выходит из строя при малейшем негативном воздействии. Очень важным моментов является гигиена глаз, так как внешние раздражители могут влиять через их оболочку на общее самочувствие человека.

Определение

Что такое гигиена глаз? Это комплексный подход, ряд мер, при помощи которых осуществляется подержание остроты зрения и профилактические меры во избежание многих заболеваний этого органа. Гигиенические мероприятия важны для любого человека, независимо от возрастных показателей или жизнедеятельности, рода занятий или принципов жизни.

Зрительная система позволяет человеку видеть окружение, мир вокруг, позиционировать себя в обществе и видеть реакцию, ориентироваться в пространстве и совершать тот или иной выбор.

Лишив себя возможности видеть, человек сразу утрачивает свою способность как полноценного гражданина, его жизнь становится ограниченной и тусклой. Именно по этой причине следует знать основные правила гигиены зрения и строго их придерживаться.

Правила гигиены

  • Свет – это основа всех основ. Для того, чтобы не утратить способность хорошо видеть, необходимо при чтении или при пользовании компьютером иметь должное освещение. Он не должно быть слишком ярким, но и тусклый свет также противопоказан. Если приходится всматриваться в текст, начинается чрезмерное перенапряжение глазных мышц, а это может привести к снижению зрения.

Источник света находится слева или несколько сзади. Для школьников следует установить лампу таким образом, чтобы она не давала тени на тетрадь во время письма.

  • Следует соблюдать положенное расстояние при работе за компьютером или на планшете. В первом случае – не менее 60 см, во втором- 30 см.
  • Нельзя читать в двигающемся транспорте, при движении, тряске. Глазам трудно сфокусироваться на тексте, поэтому происходит негативное воздействие состояние мышечных структур, а это, несомненно приведёт к расстройству остроты восприятия.
  • Очень важно для глаз быть увлажнёнными. За счёт увлажнения происходит удаление с оболочки микробных организмов, пили и других загрязнений, оседающих на оболочке. Если не хватает увлажнения, возможно использование специальных препаратов в виде глазных капель. Особенно актуально применение увлажняющих средств работающим у мониторов людям. следует приобретать по советы врача, но не самостоятельно.
  • Во время сильной утомлённости, необходимо делать длительные паузы и перерывы. Желательно совершать перерывы каждые 30 минут. Во время обеденного перерыва следует полностью абстрагироваться и выйти на свежий воздух, сделать гимнастику, полюбоваться дальними пейзажами и таки образом дать разгрузку глазам.
  • Очень важно в солнечную погоду носить защитные очки. Конечно, лучше всего использовать правильные очки с должными эффектами, но они стоят довольно дорого, и не все могут себе это позволить. Достаточно обычных солнцезащитных очков для предотвращения ожога сетчатой оболочки. Во время работы с компьютером тоже не забывайте о защите глаз, используйте
  • При появлении какого-либо заболевания органов зрения, следует незамедлительно обратиться к окулисту, самолечением заниматься категорически нельзя. Любое, даже самое незначительное заболевание может повлечь осложнения, если вовремя не приостановит его развитие. При воспалении, если нет возможности быстро попасть на приём к специалисту, следует промыть глаза фурацилином на водной основе или отваром ромашки, предварительно процеженным и разбавленным.
  • Если доктор назначил определённое лечение и режим, следует его придерживаться и не нарушать, особенно, если дело касается воспаления конъюнктивы или других частей глаза. При несоблюдении рекомендаций, оздоровительная терапия может быть бесполезной, а это грозит вредными для здоровья последствиями и затяжным лечением.
  • Гигиена глаз – это неразрывная часть общей гигиены всего тела. Регулярное мытьё рук с мылом, неиспользование чужой косметики, смена полотенец и постельного белья, содержание личного белья в чистоте, всё это обязательные ежедневные действия для нормального человека, внимательно относящегося к себе и своем здоровью.
  • Для тех, кто носит контактные линзы, существуют свои правила пользования. Смена , содержание коробочки для хранения в идеальной чистоте, помогут предотвратить воспаления глаз и рецидивы иного характера.
  • Очки, линзы должны соответствовать зрению и быть выбраны правильно, в противном случае это может только усугубить ситуацию и вызывать головные боли, резь в глазах и дискомфорт.

Гимнастика для глаз

Методика восстановления зрения Жданова описана в .

Существует множество различных способов выполнения . Такие меры важны не только для тех, кто долгое время проводит у компьютера, но и для всех людей, кто вынужден во время работы сосредотачивать своё зрение.

Наши глаза испытывают нагрузку, от её чрезмерности происходит , поэтому так важно периодически делать разгрузку и специальную гимнастику.


Профилактика глазных заболеваний

Чтобы ваши глаза были здоровыми и зрячими, заботьтесь о них и себе и не забывайте о правилах, указанных выше.

Кроме этих «умных» правил, существуют еще некоторые способы профилактики:

  • Здоровое сбалансированное питание поможет очистить организм от токсинов и шлаков, а это в свою очередь самым положительным образом скажется на состоянии всего организма и органов зрения.
  • Использование в таблетках, свежих овощей и фруктов, соков, ягод должно быть обязательно не зависимо от времени года.
  • Выполнение режим дня, полноценный отдых и частые прогулки на свежем воздухе, являются залогом здоровых глаз. Особенно актуально это в детском возрасте. Умение работать и отдыхать позволят маленькому человеку сохранить зрение и хорошее самочувствие.
  • Регулярное наблюдение у окулиста и смена очков или линз для корректировки зрения – очень важный пункт профилактики. Не забывайте и о каплях при .

Видео

Выводы

Гигиена зрения – это важная составляющая здорового образа жизни каждого человека, она позволяет сохранить глаза в надлежащем виде, избежать различных нарушений и заболеваний. Заботится о своих глазах необходимо с самого раннего детства, особенно тем, у кого есть наследственная предрасположенность к потере остроты зрения.

Чтобы зрение всегда было норме достаточно ежедневно делать несложные упражнения для глаз. Если же все-таки есть предрасположенность к зрительным отклонениям и она передалась вашим детям – не стоит отчаиваться. Благодаря современным методикам воспитания и развития, ребенок быстро адаптируется в социуме.

Как работают с детьми с нарушением зрения читайте .

Похожие публикации