Писатель Блок Александр Александрович: биография, личная жизнь и творчество. Краткая биография А.А

Александр Александрович Блок (1880-1921) — русский поэт. Блок родился в Петербурге в высокообразованной и культурной семье. Его отец — профессор права Варшавского университета А.Л. Блок, мать — потомственная дворянка. Воспитывался будущий поэт в семье деда по матери А.Н. Бекетова. В доме Бекетовых царила атмосфера литературы, науки, культуры, и Блок впитал всё это с ранних лет. В семье поощрялись детские стихи Блока, тем более что в доме были сильны литературные традиции, Бекетовы дружили с Ф.М. Достоевским, М.Е. Салтыковым-Щедриным, семьёй Тютчевых и другими выдающимися деятелями русской культуры.

Блок получил хорошее образование. В 1891-1898 годах он учился во Введенской гимназии в Петербурге, затем три года на юридическом факультете Петербургского университета. Окончательно осознав своё литературное призвание, будущий поэт в 1901 году переходит на филологический факультет университета, который оканчивает в 1906 году. За годы учёбы Блок становится одним из самых известных современных русских поэтов, он примыкает к течению символизм, сближается с известными символистами Д.С. Мережковским, В.Я. Брюсовым, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонтом. Тесная дружба связывает в эти годы Блока с одним из лидеров символизма Андреем Белым. В 1903 году Александр Александрович выпускает первый сборник стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме », посвящённых своей жене — Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери великого русского учёного Д.И. Менделеева.

После окончания университета Блок продолжает писать стихи, создаёт литературоведческие работы о творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского и других русских писателей, принимает активное участие в литературной и общественной жизни России. Творчество Блока выходит за пределы символизма, становится шире и по содержанию, и по своеобразию поэтической манеры. Каждая новая книга поэта несла в себе новую грань видения мира. Так, во втором сборнике стихов «Нечаянная радость » (1907) поэт пытается осмыслить перемены в окружающей действительности, а сборник любовной лирики «Снежная маска » (1907) посвящён стихии и страсти в душе человека. В стихотворениях этого сборника идеальный образ любви меняется: Блок пишет о земных чувствах.

Помимо постоянной темы поэзии Блока — темы любви, понимание которой усложнялось на всём протяжении его творчества, ведущими в его зрелой поэзии становятся также темы судьбы, искусства. Родины. Блок создаёт поэтические шедевры о любви — «Незнакомка » (1906), о Родине — «Россия » (1908), цикл «На поле Куликовом » (1909), философские поэмы о судьбе, истории и жизни — «Соловьиный сад » (1915) и «Возмездие » (1908-1913). В разгар Первой мировой войны, в 1916-1917 годы, Блок служит в армии. Февральская и Октябрьская революции в России вызвали у поэта творческий подъём: грандиозные исторические события и глубокие раздумья выразились в поэмах «Двенадцать » (1918) и «Скифы » (1918). В 1921 году Блока поражает тяжёлое заболевание сердца, которое привело к смерти поэта 7 августа того же года.

Периоды творчества Блока

Блок разделял своё творчество на три периода. Первый он назвал «теза », к нему относятся стихотворения 1900-1903 годов, в основном собранные в цикле «Стихи о Прекрасной Даме». Для стихотворений этого периода характерны мистические настроения, идеальные чувства, философские размышления о Вечной Женственности, на которые повлияло учение русского философа и поэта Владимира Соловьёва (старшего современника Блока).

Следующий период (1904-1907) Блок назвал «антитезой ». Мистические настроения предыдущего периода сменяются скептическим отношением к действительности. Так, например, в идеальном женском образе появляются земные, смертные мотивы — стихотворение «Незнакомка» (1906):

И веют древними поверьями

Её упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

В этот период в лирике Блока появляется социальная проблематика, вызванная наблюдениями поэта над тяжёлыми условиями жизни простых рабочих. Эта тема ярко выражена в мрачном стихотворении «Фабрика» (1903), написанном на стыке двух периодов творчества и отражающем предчувствие Первой русской революции. Блок так пишет об обманутых рабочих:

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

Зрелый период своего творчества Блок (1908) назвал «синтеза »: в нём разрозненные темы объединяются в единое целое — тему судьбы России, её прошлого, настоящего и будущего. Характерным для этой темы стал цикл стихотворений «На поле Куликовом» (1908). В нём утверждается нерасторжимая внутренняя связь современного человека с древней историей своей страны. Поразительно, что Блок пишет о сражении шестисотдвадцативосьмилетней давности так, словно он сам являлся его участником. Куликовская битва произошла в Рождество Богородицы, покровительницы русского народа. Во втором стихотворении цикла изображается, как Она ночью сходит на русское войско, чтобы защитить его в предстоящей роковой схватке:

И с туманом над Непрядвой спящей,

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде свет струящей,

Не спугнув коня.

<...>

И когда, наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

Вера в будущее России провозглашается в последних поэмах Блока — «Двенадцать» (1918) и «Скифы» (1918). В поэме «Скифы» Блок подчёркивает особую судьбу русского народа, его самобытность, мощь и миролюбие:

Придите к нам! От ужасов войны

Придите в мирные объятья!

Пока не поздно — старый меч в ножны,

Товарищи! Мы станем братья!

Поэма «Двенадцать» — вершина поэзии Блока. В ней поэт с большой выразительностью показал стылый мрак и пронизывающий мороз, глухую вражду и смуту в умах и сердцах людей, неукротимую стихию революционного времени. Но главная, итоговая мысль поэта такова: что бы ни происходило на земле, через тьму и ужасы жизни к добру и свету человека ведёт Бог:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Иисус Христос.

Александр Александрович Блок родился и воспитывался в высококультурной дворянско-интеллигентской семье. Его отец, Александр Львович, вел свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был также способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, была вынуждена уйти от мужа еще до рождения сына. Таким образом, детские и юношеские годы Блока прошли сначала в петербургском “ректорском доме” (дед, Андрей Николаевич Бекетов,- профессор-ботаник, ректор Петербургского университета), затем, после второго замужества матери, в доме отчима - офицера Франца Феликсовича Кублицкого-Пиоттух, а каждое лето - в бекетовском подмосковном имении Шахматове.

В либеральной и “народолюбивой” семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. “Список ее трудов громаден”,- вспоминал позднее внук. Литературной работой систематически занимались и ее дочери - мать Блока и его тетки.

Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии. Благодаря воспоминаниям М. А. Бекетовой до нас дошли детские стихи Блока, написанные им в пятилетнем возрасте. Однако серьезное обращение к поэтическому творчеству, во многом связанное с увлечением юного Блока поэзией Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Полонского, падает на годы окончания им гимназии и поступления в 1898 году на юридический факультет Петербургского университета (в 1901 году он перейдет на славяно-русское отделение историко-филологического факультета и успешно закончит его в 1906 году).

Лирика Блока - явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих - она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом “пути”. На эту ее особенность указывал и сам Блок.

Повторимся, что в 1910-1911 годах, подготавливая к изданию свое первое собрание стихотворений, Блок разместил их по трем книгам. Это трехтомное деление поэт сохранил и в двух последующих изданиях (1916 и 1918-1921), хотя внутри томов автор и внес существенные изменения. В окончательном виде три тома включают в себя 18 лирических циклов (“стран души”, по выражению поэта). В предисловии к первому изданию “Собрания стихотворений” Блок подчеркивал единство своего замысла: “Каждое стихотворение необходимо для образования главы (т. е. цикла.- Ред.); из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать “романом в стихах”...” А через несколько месяцев в письме к Андрею Белому он раскрывает основной смысл этапов пройденного им пути и содержание каждой из книг трилогии: “...таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе - “трилогия вочеловечения” (от мгновения слишком яркого света - через необходимый болотистый лес - к отчаянью, проклятиям, “возмездию* и...- к рождению человека “общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру..,)”.

В первый том (1898-1903) вошли три цикла. Первый из них - “Ante lucem” (“До света”) - как бы предварение будущего нелегкого пути. Общая романтическая настроенность цикла предопределила и антиномическое отношение молодого поэта к жизни. На одном полюсе - мотивы мрачной разочарованности, кажущиеся такими неестественными для девятнадцатилетнего юноши: “Я стар душой. Какой-то жребий черный - // Мой долгий путь”. Или: “Смеюсь над жалкою толпою // И вздохов ей не отдаю”. Зато на другом - тяга к жизни, приятие ее:

Я стремлюсь к роскошной воле,

Мчусь к прекрасной стороне,

Где в широком чистом поле

Хорошо, как в чудном сне,-

и осознание высокой миссии поэта, его грядущего торжества:

Но к пели близится поэт,

Стремится, истиной влекомый,

И вдруг провидит новый свет

За далью, прежде незнакомой...

Центральный цикл первого тома - “Стихи о Прекрасной Даме”. Это и есть то “мгновение слишком яркого света”, о котором Блок писал А. Белому. В этом цикле нашли отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене Л. Д. Менделеевой и увлечение его философскими идеями Вл. Соловьева. Наиболее близко ему в это время было учение философа о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить “землю” и “небо” и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление. Живой отклик у поэта-романтика получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к женщине.

Соловьевские идеи “двоемирия”, сочетание материального и духовного воплотились в цикле через многообразную систему символов. Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, “земная” женщина. “Она стройна и высока, // Всегда надменна и сурова”. Герой видит ее “каждый день издалека”. С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ “Девы”, “Зари”, “Величавой Вечной жены”, “Святой”. “Ясной”, “Непостижимой”... То же можно сказать и о герое цикла. “Я и молод, и свеж, и влюблен”,- вполне “земная” самохарактеристика. А далее он же “безрадостный и темный инок” или “отрок”, зажигающий свечи. Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты, такие, например, как “призрачные”, “неведомые тени” или “неведомые звуки”, “надежды нездешние” или “нездешние видения”, “красота неизреченная”, “непостижимая тайна”, “грусть несказанных намеков” и т. п.

Таким образом история земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический мистико-философскии миф. У него своя фабула и свой сюжет. Основа фабулы - противопоставление “земного” (лирический герой) “небесному” (Прекрасная Дама) и в то же время стремление к их соединению, “встрече”, в результате чего и должно наступить преображение мира, полная гармония. Однако лирический сюжет осложняет и драматизирует фабулу. От стихотворения к стихотворению происходит смена настроений героя: радужные надежды - и сомнения в них, ожидание любви - и боязнь ее крушения, вера в неизменность облика Девы - и допущение того, что он может быть искажен (“Но страшно мне: изменишь облик Ты”).

Драматическая напряженность присуща и завершающему первый том циклу с многозначительным названием “Распутья”. Тема Прекрасной Дамы продолжает звучать и в этом цикле, но здесь возникает и нечто новое: качественно иная связь с “повседневностью”, внимание к людскому горю, социальная проблематика (“Фабрика”, “Из газет”, “По берегу плелся больной человек...” и др.). “Распутья” намечают возможность грядущих перемен в творчестве поэта, которые отчетливо проявят себя уже во втором томе.

Лирика второго тома (1904-1908) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъем, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьева, от чаянного идеала мировой гармонии, но не потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта. Он навсегда остался для него той “тезой”, от которой начинался его путь. Но в сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления. Он воспринимает их как динамичное начало, “стихию”, вступающую в конфликт с “несмутимой” Душой Мира, как “антитезу”, противостоящую “тезе”, и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы.

Своеобразный пролог ко второму тому - цикл “Пузыри земли”. Поэт неожиданно и полемически обращается к изображению “низменной” природы: “вечности болот”, “ржавых кочек и пней”, фантастических сказочных тварей, их населяющих. Он мог бы сказать вместе со своим добрейшим “болотным попиком”:

Душа моя рада

Всякому гаду

И всякому зверю

И о всякой вере,-

признавая закономерность существования этого стихийного мира и право его обитателей чтить “своего полевого Христа”.

В последующих двух циклах (“Разные стихотворения” и “Город”) охват явлений действительности неизмеримо расширяется. Поэт погружается в тревожный, остроконфликтный мир повседневной жизни, ощущая себя сопричастным всему происходящему. Это и события революции, которую он воспринимал, подобно другим символистам, как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным ему царством социального бесправия, насилия и пошлости. В той или иной степени эта позиция отражена в стихотворениях “Шли на приступ. Прямо в грудь...”, “Поднимались из тьмы погребов...”, “Митинг”, “Сытые” и др. Характерно, однако, что лирический герой при всей солидарности с теми, кто выступает на защиту угнетенных, не считает себя достойным оказаться в их рядах:

Вот они далёко,

Весело плывут.

Только вас с тобою,

Верно, не возьмут!

(Барка жизни стала...)

На такой щемящей ноте начинает звучать в лирике Блока одна из главных для него проблем - народ и интеллигенция.

Помимо мотивов, связанных с революционными событиями, в названных циклах отражены и многие другие стороны многообразной и бесконечно изменчивой русской жизни. Но особое значение приобретают стихотворения, где поэт развертывает “широкоохват-ный” образ родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней. В первом из них (“Осенняя воля”, 1905) отчетливо просматриваются лермонтовские традиции. В стихотворении “Родина” Лермонтов назвал свою любовь к отчизне “странной”, потому что она расходится с традиционным “патриотизмом”. Ему были дороги “не слава, купленная кровью”, а “степей холодное молчанье” и “дрожащие огни печальных деревень”. Такова же и любовь Блока: “Над печалью нив твоих заплачу, // Твой простор навеки полюблю...”,- с той, пожалуй, разницей, что она у него более интимная, более личная. Не случайно образ родины “перетекает” здесь в образ женщины (“И вдали, вдали призывно машет // Твой узорный, твой цветной рукав”),- прием, который будет повторяться и в более поздних стихотворениях Блока о родине. Блоковский герой не случайный прохожий, а один из сыновей России, идущий “знакомым” путем и сопричастный горькой судьбе тех, кто “умирает, не любя”, но кто стремится к слиянию с родиной: “Приюти ты в далях необъятных! // Как и жить и плакать без тебя!”

Родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге. Отец - Александр Львович Блок (1852-1909), профессор. Мать - Александра Андреевна, (1860-1923) - дочь ректора Бекетова. В 1898 году окончил Введенскую гимназию. В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери химика Менделеева. В 1906 году окончил славяно-русское отделение Петербургского университета. Умер 7 августа 1921 года в возрасте 40 лет. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Основные произведения: поэма «Двенадцать», стихи «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «На железной дороге», «На поле Куликовом», «Скифы» и другие.

Краткая биография (подробно)

Александр Блок – один из величайших поэтов России, драматург и литературный критик. Он также был одним из ярчайших представителей эпохи Символизма в литературе. Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге, в семье юриста и профессора Варшавского университета и дочери ректора Санкт-Петербургского университета. Родители недолго были вместе, так как вскоре мать Блока вторично вышла замуж. Будущий поэт воспитывался в семье деда, известного в те времена ректора Андрея Бекетова.

Сочинять стихи поэт начал довольно рано, в возрасте 5 лет, а более серьёзные творения вышли в свет в 1900 году. В 1903 году его работы уже печатались. Тогда же, он женился на Любови Менделеевой, дочери выдающегося русского химика Дмитрия Менделеева.

В 1906 году Блок окончил славяно-русский факультет в Санкт-Петербургском университете. В 1916 году писателя призвали в армию табельщиком. По возвращении, он присоединяется к Театрально-литературной комиссии.

На творчество писателя оказал большое влияние поэт, религиозный мыслитель и философ XIX века – Владимир Соловьев. Блок любил экспериментировать с поэтическим ритмом и старался изобрести новые формы. Первый сборник поэта назывался «Стихи о прекрасной даме», написанный под влиянием первой любви и начала семейной жизни с Любовью Менделеевой. Последующие поэтические сборники были более религиозной тематики. Поздние поэмы Блока полны надежд и отчаяния относительно будущего России.

Для того, чтобы понять и осмыслить Октябрьскую революцию 1917 года, писатель написал поэму «Двенадцать». В 1919 году он был арестован по подозрению в антисоветском заговоре. Однако, вскоре после допросов, его отпустили. В 1921 году поэт заболел и подал прошение о выездной визе для лечения за границей. В визе было отказано и 7 августа того же года, он умер в своей квартире в Санкт-Петербурге от воспаления сердечных клапанов. Ему было всего сорок лет. Перед смертью, он сознательно уничтожил некоторые свои записи.

Александр Блок был похоронен в Петрограде на Смоленском православном кладбище рядом с родственниками, но в 1944 году останки были перенесены на Литераторские мостки на Волковском кладбище.

Видео краткой биографии (для тех, кто предпочитает слушать)

Знакомство с творчеством и биографией Александра Блока предлагаем начать с урока «А.А. Блок: обзор жизни и творчества. “Трагический тенор эпохи”». Учитель расскажет о том, какое место в литературе занимал Александр Блок, где и как прошло его детство, как повлияли события в стране и собственной жизни на творчество писателя.

Тема: Русская литература конца XIX – начала XX вв.

Урок: А. А. Блок: обзор жизни и творчества. «Трагический тенор эпохи»

В литературной эпохе конца XIX – начала XX вв современники считали, что есть две ключевые фигуры – это М. Горький и А. Блок. Именно А. Блок вырвался за пределы модернизма и сделал модернизм доступным не только эстетам и интеллектуалам, но и обычным читателям. Именно в творчестве Блока очень многие слышали тот самый дух современности и голос времени, о которых говорилось на предыдущих уроках. Именно Блок (в 1918 году) нашел тот ритм и интонацию, которая выразила музыку революции.

Произведения Блока трудны для восприятия. Всю лирику Блок собрал в три тома.

Родился Блок в Петербурге в дворянской семье (Отец его, А.Л. Блок, был юристом, профессором Варшавского университета; мать, А.А. Бекетова, дочь ученого-ботаника А.Н. Бекетова, ректора Петербургского университета). Воспитывался в семье матери. Родители Блока разошлись еще до рождения сына.

Писать стихи Блок начал рано. В своей автобиографии поэт упоминал о том, что с раннего детства переживал постоянные приливы "лирических волн". Юный Блок "издавал" в детские и отроческие годы рукописные журналы, где пробовал свои силы в самых разных жанрах - от путевых заметок и фельетонов до переводов, пародий и стихов. Однако "серьезное писание" началось лишь в семнадцать лет, после окончания Петербургской Введенской гимназии.

Первый период творчества (1898-1900 гг.) был периодом накопления опыта и поэтического самоопределения поэта. В 1898 году Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета. Он серьёзно увлёкся театром и даже готовился стать актером и некоторое время входил в состав труппы Петербургского драматического кружка. В 1897 г. на немецком курорте Бад-Наухайм он познакомился с Ксенией Михайловной Садовской. Роман их длился несколько лет. Он отразился в страстно-сумбурных юношеских письмах к Садовской, а также во многих стихах: ранних и позднейших (цикл "Через двенадцать лет", 1909). Летом 1898 года произошла встреча Блока с его будущей невестой и женой - Л.Д. Менделеевой (дочерью Д.И. Менделеева).

Период ранней лирики (1898-1900) для Блока стал периодом смутных надежд, юношеских мечтаний, поисков Идеала, "неведомого Бога", духовных основ жизни, блужданий в "предрассветных сумерках". В сознании поэта постепенно сложилась его необычная поэтическая мифология, связанная с образом-символом Вечной Женственности, Прекрасной Дамы, с идеями преображения мира.

В начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В.А. Жуковского. Певец природы, как называли Жуковского, учил чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной бога, вере в возможность проникновения за пределы живого.

В это время Блок жил в ожидании каких-то невиданных грядущих перемен. Порой у него появляются апокалипсические настроения. Он часто испытывает ощущение сопричастности таинствам мира. Блок усиленно занимается древней идеалистической философией, увлекается учением Платона о духовной сущности мироздания. Поэт верит в существование "иных миров", где совершается истинное бытие.

Одним из ключевых событий в жизни Блока стало знакомство в 1901 г. с творчеством философа и поэта В. Соловьева. Поэту открылись истоки его смутных переживаний, стала понятней "мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века". Под влиянием Соловьева Блока все сильнее захватывала мысль о воплощении Идеала в земной действительности. Он уверовал в возможность соприкосновения идеального ("иного") и реального миров. Все то, что происходит "здесь", на земле,- это, по словам Соловьева, "только отблеск, только тени от незримого очами".

Блок жил верой в то, что есть уже на земле олицетворенный образ Вечной Женственности, о котором мечтал В. Соловьев. Подразумевая Л. Д. Менделееву, Блок писал: "Я встретил ее здесь, и ее земной образ, совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным, вызвал во мне (...) бурю торжества...". Блок воспринимает свою любовь к ней как возвышенный "мистический роман", как важное действо вселенской мистерии обновления. На многих стихотворениях Блока 1901-1902 гг. лежит отсвет образа Прекрасной Дамы.

Между тем роман поэта и Л.Д. Менделеевой протекал довольно драматично: с отчуждением и непониманием с её стороны, с его отчаянием, мыслями о самоубийстве, с муками несбывающихся надежд, тревогами, реальной и мистической ревностью. Наконец 7 ноября 1902 г. Любовь Дмитриевна согласилась стать его женой. Сразу же после этого события было написано стихотворение "Я их хранил в приделе Иоанна...", открывшее новую главу "лирического дневника" (цикл "Распутья").

В 1901 г. Блок перешел с юридического на историко-филологический факультет Петербургского университета. С начала 1900-х гг. постепенно расширяется круг блоковского общения. В январе 1903 г. он вступает в переписку с Андреем Белым, с которым его сближали сходная мистическая настроенность, родство духовных поисков, верность соловьевским заветам. В январе 1904 г. Блок с женой (бракосочетание состоялось в августе 1903 г.) совершил поездку в Москву, где встретился с Андреем Белым, В. Брюсовым, К. Бальмонтом.

Ранние стихи Блока составили первую книгу, вышедшую в октябре 1904 года, - "Стихи о Прекрасной Даме". Сразу же после выхода "Стихов о Прекрасной Даме" Блок занял едва ли не центральное место в рядах символистов.

Поэтический дебют Блока пришелся на годы кануна первой русской революции 1905-1907 гг. Изменилось настроение литературы этого периода. Отозвался на революцию и Блок, проявив присущее ему важное качество художника - социальную чуткость.

Вторая его книга, "Нечаянная радость", сделала популярным имя поэта уже в широких писательских кругах. В этот сборник вошли стихи 1904-1906 годов (среди них "Незнакомка", "Девушка пела в церковном хоре", "Осенняя волна"). Звуковая магия стихов завораживала слушателей. По силе воздействия на читателя в то время Блок был одним из самых значительных поэтов.

Блок ищет новую интонацию, чтобы отразить жестокое время.

Герой Блока становится обитателем шумных городских улиц, жадно вглядывающимся в жизнь. А стихотворение "Осенняя волна" стало первым воплощением темы родины в творчестве Блока, которой он в дальнейшем посвятит всю жизнь. В стихах появляются некрасовские интонации - любовь к родине - любовь-спасение, понимание того, что свою судьбу невозможно представить в отрыве от нее.

1906-1907 годы стали переломными для Блока, это время переоценки ценностей. Поэт обращается к драматургии. Когда Блок почувствовал желание и необходимость сказать новое слово, жанр театрального действа стал естественной формой. В 1906 году Блоком были написаны три лирические драмы - "Незнакомка", "Король на площади", "Балаганчик".

Появляются новые героини: незнакомка, снежная страстная героиня. События революций отражается интонацией смятения. В этот смутный период («нечаянная радость») Блок чувствует, что этот страшный мир, погибнув, но возродиться в другом качестве. Он критически относиться к ранней своей лирике. В его творчестве появляется новое направление – это драматургия. Блок разыгрывает мистические страсти иронически.

Поражение первой русской революции сказалось не только на судьбе поэтической школы символизма, но и на личной судьбе каждого из его приверженцев. Укрепление в Блоке гражданского негодования и протеста привели его к ослаблению связей с бывшими единомышленниками. В своем дневнике Блок записал: "Никаких символизмов больше: я не мальчик, сам отвечаю за все". Не имея возможности организовать издание собственного журнала, Блок активно включается в литературную борьбу. Вторая половина 900 годов характеризуется появлением большого числа его литературоведческих, критических и публицистических работ.

И все-таки эти годы (1906-1908) были в целом кризисными для Блока. Он переживал их как период "безвременья" (в 1906 г. Блок написал статью под таким названием), когда померкли идеалы, подступили опустошенность и отчаяние, когда смешались в сознании грешная "земля" и светлое "небо". Сыграли здесь свою роль и спад не оправдавшей ожиданий революции, и драматические перипетии личной жизни Блок (разлад в семье, конфликт с Андреем Белым). Все чаще возникают в творчестве поэта мотивы горькой иронии и скепсиса. В этой ситуации Блок погрузился в "дионисийскую" стихию забвения и восторга. Он жаждал той безграничной полноты бытия и упоения искусством, которые затмили бы несовершенство мира, притупили боль от несбывающихся надежд.

Кульминацией того бурного времени стало страстное и безответное увлечение поэта петербургской актрисой Н.Н. Волоховой. Ей посвящен цикл стихов "Снежная маска", написанный зимой 1907 г., а также цикл "Фаина", вошедший во вторую книгу лирической трилогии.

Личная жизнь у блока в этот период сумеречна. У его жены и блока на стороне романы.

Рис. 3. Комиссаржевская В. Ф. (возлюбленная Блока) ()

Смятение души Блока отражается в его стихотворениях. В этот период он обращается к наследию Некрасова. Блок пытается найти интонации, чтобы отразить мелодию того мира, который лежит перед ним.

Блок выступает с лекцией, где говорит о том, что интеллигенция далека от народа. Его осудили («Союз 17 октября»), ему объяснили, что он не прав.

Но Блок постоянно обращается к этой теме: народ не хочет жить такой жизнью, назревает бунт, интеллигенция должна в этом бунте погибнуть (1908)

Цикл "На поле Куликовом" (1908) - этапное произведение поэта. Многозначительно примечание автора к этому циклу: "Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди".

Основной темой своего творчества Блок считает тему Родины. С первых стихотворении о России ("Осенняя волна", "Осенняя любовь", "Россия") возникает двуликий образ страны - нищей, богомольной и одновременно вольной, дикой, разбойной:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые

Как слезы первые любви!

Для Блока одной из важнейших проблем в эти годы было единение интеллигенции и народа, и то, что герой его произведений находит свое место среди русских воинов в битве за спасение отечества, говорит о вере автора в возможность такого единства.

Личная жизнь проще не становиться. Рождается ребенок, который умирает.

Поездка в Италию в апреле 1909 г. стала для Блока поворотной. Впечатления, вынесенные им из этого путешествия, воплотились в цикле "Итальянские стихи". С одной стороны, он почти враждебно воспринял атмосферу европейской цивилизации, но с другой - ощутил вечность, нетленность высокого духа, подлинного творчества, побеждающего смерть и время. В этих стихотворениях Блок остается тончайшим лириком, воспевающим красоту и любовь.

В конце ноября 1909 г. Блок, получив известие о безнадежной болезни отца, едет в Варшаву, но не успевает застать его в живых. Варшавские впечатления, раздумья о судьбе отца, семьи способствовали возникновению замысла обширной поэмы "Возмездие", над которой Блок работал до конца жизни и которая так и осталась незавершенной. Блок намеревался показать в ней на широком фоне русской действительности второй половины XIX в. историю одного дворянского рода, "испытавшего на себе возмездие истории, среды, эпохи...". Это замысел поэмы об отцах и детях, о двух поколениях.

В это время обстановка глухой реакции (всеобщая подозрительность, смерти знаменитых людей: Столыпина, Врубеля, Комиссаржевской, Толстого).

На рубеже 1900-1910-х гг. Блок все острее ощущал необходимость внутреннего синтеза своего миросозерцания. Усталость и покорность порождает вся безысходная повседневность "страшного мира", к "подвигу мужественности" взывает вера в Россию, в искусство, в будущее. Трагическое восприятие действительности у Блока с годами не только не ослабевало, но нарастало. Об этом свидетельствовал четвертый сборник стихов "Ночные часы" (1911). Ощущая границу двух первых десятилетий века как завершение некоего этапа развития, Блок чувствовал необходимость осмыслить пройденный им путь.

А. Блок пишет, что в 10-е годы было распространена версия о столкновении Кометы Галлея с Землей (ощущение конца света)

Именно с таких обобщающих позиций была написана имевшая программный характер статья "О современном состоянии русского символизма" (1910), в которой он не только изложил свое понимание символистского искусства, но и охарактеризовал суть собственных художественных поисков, обосновав неизбежность кризиса, наметив возможности выхода из него. Тогда же у Блока возник замысел объединить наиболее важные лирические произведения 1898-1910 гг. в единое целое, в поэтическую трилогию, которую он назвал "трилогией вочеловечения".

Этот замысел был осуществлен в 1911-1912 гг., когда в московском издательстве "Мусагет" вышли три тома "Собрания стихотворений", каждый из которых имел символически значимое заглавие:

I - "Стихи о Прекрасной Даме",

II - "Нечаянная Радость",

III - "Снежная ночь"

В 1913 г. Блок заканчивает пьесу "Роза и Крест", материалом для которой послужили средневековые произведения. Главной в этой драме стала тема "Радости - Страданья", мужественного приятия жизни с ее горестями и разочарованиями, взлетами и падениями. Свои самые заветные мысли и чувства Блок воплотил в романтическом образе Бертрана, неудачника с высокою душой верного рыцаря. С ним были связаны блоковские представления о подлинном человеке.

Блок постепенно выходит из ощущения ночи, находит новые звуки.

Блок знакомится с оперной певицей Л. Андреевой-Дельмас.

Конец 1913 г. ознаменовался для поэта зарождением нового всепоглощающего чувства: на представлении оперы Ж. Визе "Кармен" в Театре музыкальной драмы он увидел Любовь Александровну Дельмас, исполнявшую главную роль. "О да, любовь вольна, как птица..."- восклицал он в одном из стихотворений цикла "Кармен" (1914), посвященного Л. А. Дельмас. С нею связаны также некоторые стихи из цикла "Арфы и скрипки", вошедшего в "третью книгу" трилогии, и поэма "Соловьиный сад" (1915).

Начало войны. Блок не может стать человеком, который будет убивать. Блок служит.

А. Толстой (в то время был корреспондентом) встречается с Блоком на фронте, был заведующим окопных работ. Блок ему рассказывал о том, как он дослужился до заведующего, чем он занят. Блок ничего в это время не пишет.

В 1917 году возвращается с войны, становится редактором стенографических отчетов в Чрезвычайной следственной комиссии (ЧСК) Временного правительства, где он редактировал документы.

Октябрьскую революцию поэт воспринял с воодушевлением, она вызвала новый духовный взлет поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года Блок пишет публицистическую статью "Интеллигенция и революция", в которой выступает с призывом принять революцию: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию!" Ему казалось, что сам он улавливает в грохоте событий ее грозную, но величавую "музыку".

Кульминацией этих блоковских настроений становится поэма "Двенадцать" (1918 г.). Блок считает, что революция ведет к неведомым, но прекрасным целям. Поэма "Двенадцать" революционна не только по духу, но и по своей художественной структуре. В ней контрастно противопоставлены сатира на старый мир и трагический и героический апофеоз революционной "бури". Двенадцать красногвардейцев символизировали движущую силу революции. "Россия - буря,- писал Блок в статье "Интеллигенция и революция". - Демократия приходит, "опоясанная бурей"". Этот образ английского историка и философа Т. Карлейля оказался очень близок поэту. "Буря" - это и то темное, безудержное, беспощадное, что несет с собой революция. Для Блока главное состояло в том, чтобы мир наконец "взорвался", чтобы люди пробудились от "спячки", чтобы в "пожаре", раздуваемом русской революцией, погибло все, что искажает, уродует жизнь. В финале поэмы возникает символический образ Спасителя, именем и ликом которого освящается разыгравшаяся "буря". Вокруг поэмы разгорелись страстные споры: одни восторженно приветствовали ее, другие с негодованием отвергали (среди противников - некогда близкие Блоку люди: С. М. Соловьев, 3. И. Гиппиус, Д. С. Мережковский, В. Пяст).

Поэма "Двенадцать" и стихотворение "Скифы" (1918) стали заключительным аккордом поэтического творчества Блока. Жизнь в голодном Петербурге, обилие мешающих творчеству заседаний, напряженные отношения в семье и восприятие конца Гражданской войны и начала нэпа как спада "революционной волны" приводят к творческому кризису, который Блок не смог преодолеть: после января 1918 года он почти не пишет лирических стихотворений. 1920-1921 годы пронизаны настроениями глубокой депрессии, неразрешимым трагизмом мироощущения, переживанием острого разлада с действительностью.

Блок чувствует себя хуже. У него затухает надежда на то, что новый мир будет лучше, чем старый. Он понимает, что мир современности становиться страшнее и хуже.

Однако, в это время он работает в комиссии по изданию классиков русской литературы, становится (летом 1920 г.) председателем Петроградского отделения Всероссийского Союза поэтов. А в 1920-1921 годах несколько раз выступает с чтением своих стихов в Москве. «Он был уже тяжело болен, но, думаю, что не в одной болезни было дело…Не хватало воздуха..»- писал о блоке писатель Б. Зайцев.

Последним произведением, изданным при жизни поэта, была его пьеса "Рамзес" (1921).

В 1920 г. у Блока появились первые явные признаки душевной депрессии

Современник поэта, Георгий Иванов, пишет, что врачи, лечившие Блока, "так и не могли определить, чем он, собственно, был болен. Сначала они старались подкрепить его быстро падавшие без явной причины силы, потом, когда он стал, неизвестно от чего, невыносимо страдать, ему стали впрыскивать морфий..."

"Поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем". Эти слова, сказанные Блоком на пушкинском вечере, незадолго до смерти, быть может, единственно правильный диагноз его болезни.

В апреле 1921 г. он ощутил приступы воспаления сердечных клапанов. В мае его состояние резко ухудшилось, и 7 августа он скончался.

Домашнее задание

Составить конспект.

Список литературы

1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.

2. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2002

3. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.

4. Викисловарь.

Таблицы и презентации

1. Характерные особенности поэзии Блока.
2. Раннее творчество Блока.
3. Образ родины в поэзии Блока.
4. Тема революции в жизни и творчестве поэта.
5. «Двенадцать» — возмездие старому миру.

От тебя приходила ко мне тревога
И уменье писать стихи...
А. А. Ахматова

В этих скупых ахматовских строках, посвященных А. А. Блоку, очень точно выражены стиль и манера творчества поэта. Действительно, поэтическое мастерство Блока поражает, а магия его стихотворных строк, где есть и тайна, и глубокий смысл, и ощущение тревоги, запоминается навсегда. В чем-то это — дань его принадлежности к символистскому течению в поэзии. Но, как и у любого большого художника, творчество Блока перерастает рамки любого направления.

Начинал свой путь в поэзии Блок как символист. Для поэтов, причислявших себя к этому течению, в творчестве были характерны: поиск новых тем, демонстрация индивидуализма, мистики, ирреального и иррационального, интерес к переломным историческим эпохам. Условное изображение действительности передавалось символами, в которые вкладывался особый мистический смысл. Поэт принадлежал к так называемым младосимво-листам, хотя деление это достаточно условно. Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов, Блок прошел сложный творческий путь к реальной действительности, к революции. Можно сказать, что вся лирика А. А. Блок — поэтический дневник жизни русского человека рубежа веков.

А. А. Блок (1880—1921) родился в интеллигентской семье. Его отец Александр Львович вел свой род от врача И. фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Мать будущего поэта Александра Андреевна из-за деспотического характера мужа была вынуждена уйти от него еще до рождения сына. Детские и юношеские годы Блок проводил в доме деда Андрея Николаевича Бекетова, ректора Петербургского университета, в доме отчима и в подмосковном имении Шахматове. В либеральной семье Бекетовых приветствовались занятия литературным трудом. Эта атмосфера рано пробудила в нем непреодолимое стремление к поэзии.

К раннему творчеству Блока принадлежит книга стихов, вышедшая в 1904 году и получившая название «Стихи о Прекрасной Даме». Раскрытию и постижению этого образа, имевшего реального прототипа, посвящен весь цикл стихотворений. Здесь открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта, в котором он предстает рыцарем, отдающим жизнь служению своей даме и преклоняющимся перед идеалом красоты, гармонии и женственности.

Основная часть творчества Блока относится к дореволюционному периоду, когда обнажается противоречивость жизни, уходит стабильность и покой. В такой ситуации все человеческие чувства становятся не искренни и фальшивы, когда человек ощущает одиночество, наталкивается на непонимание окружающих. Единственным светлым чувством остается для Блока любовь к Родине. Поэт неоднократно повторял, что все его творчество о России: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель». На эту тему написаны стихи «Русь», «Россия», цикл «На поле Куликовом».

Самобытно раскрывается образ отчизны в стихотворении «Русь» (1906). В нем Русь предстает как тайна, что определено кольцевой композицией стихотворения. Тайна Руси — там, «где разноликие народы из края в край, из дола в дол ведут ночные хороводы под заревом горящих сел». Разгадка тайны — в «живой душе» народа, не потерявшей на огромных просторах своей «первоначальной чистоты». Для ее постижения необходимо жить одною жизнью с народом.

В поисках идеала и пути в будущее Блок обращается к прошлому России, к ее истокам. Именно в прошлом поэт ищет животворящую силу, позволяющую Руси не бояться «тьмы — ночной и зарубежной», направляющей ее путь. Просто и без прекрас говорит он о судьбах родины:

Идут века, шумит война
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.

Блок всегда чутко прислушивался к биению жизни, проявлял глубочайший интерес к судьбе России, к судьбе народа. В его творчестве отражаются многие стороны разнообразной и бесконечно изменчивой русской жизни. Особое значение приобретают стихотворения, где перед нами предстает всеобъемлющий образ родины и где поэт подчеркивает свою неразрывную связь с ней. В стихотворениях, созданных в годы первой русской революции, он предчувствует новый «пожар» 1917 года, который перевернет судьбу России:

Я вижу над Русью далеко
Широкий и тихий пожар...

Отношение к России, ее восприятие менялись, но любовь к ней Блок пронес через всю жизнь. Это чувство спасало его в страшные годы душевного кризиса и отчаяния. Блоку принадлежит создание особенного образа Родины — образа красавицы женщины, возлюбленной невесты. Это женщина с «разбойной красотой», повязанная в «плат узорный до бровей»:

О, Русь моя! Жена моя!
До боли
Нам ясен долгий путь!..
И нет конца!

«Необъятные просторы», «песни ветровые», «дороги дальние», «тройки удалые», «расхлябанные колеи», «дали туманные», «неба осветленный край средь дымных пятен» — такова неповторимая блоковская Россия. Как и многие поэты, чуждые революции, но принявшие ее, он ждал перемен, надеялся, что с приходом 1917 года «свет одолеет тьму».

Поэт воспринял события революции как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным царством исторического застоя и социального бесправия. Блок сам пострадал во время революции (крестьяне сожгли его имение в Шахматове, в том числе знаменитую богатую библиотеку, собиравшуюся многими поколениями его предков), но он сумел понять и другое — чаша терпения народа переполнилась.

Эволюция мировоззрения поэта нашла воплощение в его зрелом творчестве. Поэма «Двенадцать» — одно из самых характерных произведений русской поэзии начала XX века. Ее можно назвать дневником революционных событий. В основе произведения — конфликт, борьба «двух миров». Поэтому поэма построена на контрастах: «Черный вечер. / Белый снег. / Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек!». Это ощущение стихийности и непредсказуемости роднит многих поэтов и писателей Серебряного века. Поэт выступает за созидание в революции, а не бессмысленный и беспощадный бунт, от которого предостерегал Россию еще А. С. Пушкин. Поэзию, романтический триумф революции Блок трактует в христианском понимании — «нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике из роз — впереди — Исус Христос».

В такой трактовке революция, рожденная и принесенная теми, кому «на спину надо б бубновый туз», тем не менее ведет к добру и справедливости. Не относясь к «революционному сословию», не будучи соратником большевиков, «пролетарским» писателем, «выходцем из низов», Блок принял революцию. Но как фатальную неизбежность, как неотвратимое событие, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым национальную трагедию.

В поэме «Двенадцать» революция воспринимается Блоком как возмездие старому миру, бывшему господствовавшему классу, рафинированной элите, оторвавшейся от народа.

А. А. Блоку, на мой взгляд, удалось точно и ярко запечатлеть как образ России, так и революционную эпоху в своем небольшом и, на первый взгляд, сложном для восприятия произведении. М. Горький называл его «человеком бесстрашной искренности», а К. А. Федин после смерти 40-летнего поэта говорил, что уже «не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил А. Блок».

Похожие публикации