Сокол на Кузнецком мосту. Доходный дом М.В

Москва, ул. Кузнецкий мост, 3. Доходный дом М. В. Сокол в стиле модерн

Пятиэтажный доходный дом построен в начале 1904 года для московской домовладелицы М. В. Сокол архитектором И. П. Машковым.
Иван Павлович Машков (урожд. Иван Михайлович Соколов-Евдокимов; 13 января 1867- 13 августа 1945, Москва) - архитектор, реставратор, исследователь древнерусского зодчества. Большинство построек Машкова принадлежит к псевдорусскому стилю и неоклассицизму, но наиболее известен он постройкой в стиле модерн - доходным домом М. В. Сокол на Кузнецком Мосту в Москве. При постройке здание составляло единый ансамбль с расположенной рядом гостиницей «Метрополь».



Господствующим мотивом построенного в стиле венского сецессиона здания является кривизна линий его центральной части, подчёркнутая балконами верхних этажей.
Майоликовая мозаика в аттике с изображением парящего над горами орла (буревестника) была выполнена по эскизу художника объединения «Мир искусства» Николая Сапунова на Бутырском керамическом заводе «Абрамцево».



Майоликовая мозаика и казалась одновременно и цитатой из Максима Горького, и отражением чайки, украшавшей завершённый в том же году Ф. О. Шехтелем Московский художественный театр (одновременно «Сокол» - и фамилия хозяйки дома, и память о родителях архитектора). Архитектор был сыном деревенского кузнеца Михаила Евдокимовича Соколова-Евдокимова. В 3-х летнем возрасте он потерял родителей и был вместе с другими детьми Соколовых-Евдокимовых перевезён в Липецк к родной тётке, едва сводившей концы с концами. В 1875 году она отдала Ивана на усыновление в липецкую семью Павла Карповича и Наталии Ефимовны Машковых.



Использованы в декоре плитки с «люстрами» (т.е. радужным металлическим блеском) и рельефные изразцы «Рыбки» по рисунку Михаила Врубеля1890-х годов. Изготовлены керамические украшения на заводе «Абрамцево».



Абсолютно «венской» деталью в глазах современников, по-видимому, выглядели золочёные завершения устоев аттика (в настоящее время окрашенные в серый цвет). Крыша золотого цвета и кованые украшения, не сохранившиеся до наших дней, представляются заимствованием у архитектора Отто Вагнера.


Металлические решётки аттика состояли из плоскостных и объёмных элементов, оригинальностью отличался рисунок решётки ворот, балконов и оконных рам, что придавало им самостоятельную художественную ценность.





Нижние этажи доходного дома владельцы сдавали под торговлю, верхние - под квартиры, в доме размещалось итальянское издательство «Данте Алигиери» с бесплатной читальней, фотография, фототипия и фотоцинкография фирмы «Шерер, Набгольц и Ко», часть здания занимал ресторан.


После революции в здании размещался магазин «Мосторга», книжная лавка «Международная книга», книжный магазин издательства «Академия». С 1960-х годов здесь работал ГУП «Моспроект-3». В 1980-х годах в здании располагались представительства иностранных авиакомпаний.



При перестройках 1930-х - 1970-х годов были утрачены отделка ресторана и квартиры владельца доходного дома, а также некоторые детали внешнего декора здания.
Доходный дом М. В. Сокол является объектом культурного наследия регионального значения.
По материалам Википедии, и книг Нащокиной М.В.

Московский модерн в лицах и судьбах Соколова Людмила Анатольевна

Доходный дом М.В. Сокол на улице Кузнецкий Мост, № 3 (1903–1904)

Логичным было бы предположить, что такое название дом получил по герою майоликового панно на фасаде с изображением летящего сокола. Тогда при чем здесь инициалы? А вот об этом удалось узнать немного: оказывается, это имя домовладелицы – генерал-майорши М.В. Сокол. И все!

Иван Павлович Машков (1867–1945) – русский советский архитектор, реставратор, просветитель, исследователь древнерусского зодчества.

Родился будущий известный архитектор московского модерна 13 января 1867 года в селе Трубетчине под Липецком в семье кузнеца Михаила Соколова. Ваня рано потерял родителей. Но девятилетнему сироте повезло: его усыновила семья купца 2-й гильдии Павла Карповича Машкова из Липецка. Брат супруги приемного отца Натальи Ефимовны, Алексей Ефимович Андреев, был липецким городским архитектором, что и предопределило для Ивана выбор профессии.

И.П. Машков

Панно доходного дома М.В. Сокол

Доходный дом М.В. Сокол

Мальчик оказался талантливым и трудолюбивым. В 14 лет (!) Иван выдержал экзамен и был принят сразу в головной класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Однокашниками юного вундеркинда были в будущем известные художники: Константин Коровин, Исаак Левитан, Абрам Архипов, Анна Голубкина, Константин Юон и др. За дипломный проект, выполненный в 1885 году по классу архитектуры под руководством А.С. Каминского, Иван Машков был награжден большой и малой серебряными медалями. А уже через год ему присвоили звание классного художника архитектуры и выдали лицензию на право ведения строительных работ. Кстати, событие далеко неординарное: в 19 лет – и классный архитектор! Вспомним, сколько лет ушло у гениального Федора Шехтеля, чтобы получить право на ведение строительных работ!

Еще учась в МУЖВЗ, талантливый студент стал преподавать перспективу в Училище изящных искусств А.О. Гунста.

После получения диплома Машков много работал под руководством архитекторов К.М. Быковского, А.С. Каминского и Д.Н. Чичагова. В 1889–1890 годах он жил в Липецке, где самостоятельно спроектировал и построил две школы, больницу и тюремную церковь (ныне действующий Никольский храм). Вернувшись в Москву, архитектор быстро приобрел собственную практику, строил в основном доходные дома и здания общественных учреждений. С 1895 года служил архитектором Московской городской управы, занимаясь в разные годы застройкой Лефортовской, Мещанской и Басманной частей Москвы.

Ему было 36 лет, когда он спроектировал и построил доходный дом М.В. Сокол на Кузнецком Мосту.

Иван Павлович на только строил и преподавал, он написал и издал десятки книг и пособий по архитектуре, в том числе – один из лучших путеводителей по Москве (1895 и 1913). А также был действительным членом Московского архитектурного общества (МАО), активно участвовал в подготовке и проведении его съездов, много сил отдал изучению, реставрации и сохранению памятников архитектуры.

В 1913 году сын деревенского кузнеца И.П. Машков, получил чин надворного советника, что соответствовало воинскому званию подполковника и давало право на потомственное дворянство. А в октябре 1917 года он стал заместителем главного архитектора города Москвы. Вот это карьерный рост! Что говорит о признании заслуг и таланта.

После 1917 года Машков продолжал трудиться на высоких постах в области архитектуры, участвовал в разработке первого Генерального плана развития «Новая Москва», а также успешно вел преподавательскую деятельность в МАРХИ, с 1935 года и до конца жизни возглавлял кафедру архитектуры в вечернем строительном институте имени Моссовета.

Новая власть тоже оценила его талант и кипучую деятельность, присвоив ему звание Героя Социалистического Труда. Скончался И.П. Машков 12 августа 1945 года и похоронен на самом престижном кладбище столицы – Новодевичьем (1-й участок, 30-й ряд).

Теперь, узнав об архитекторе, вернемся к одному из его самых известных творений.

Доходный дом «Сокол» уникален тем, что это, вероятно, единственный дом Москвы, построенный в стиле венского сецессиона – разновидности модерна. Он задумывался как составная часть единого ансамбля с расположенной в двух кварталах гостиницей «Метрополь».

Золоченая крыша, строгие кованые элементы декора (впоследствии утраченные), лепные украшения над входом, металлические козырьки над боковыми балконами верхнего этажа, неповторяющиеся основания трех фасадных эркеров, причудливые рамы больших окон первого и второго этажей – типичные детали модерна.

Майоликовое панно с изображением летящего сокола – визуализация имени владельца и своей родовой фамилии – выполнено по рисунку художника объединения «Мир искусства» Николая Сапунова, также как и плитки с «люстрами» (то есть радужным металлическим блеском) и рельефные изразцы по рисунку Михаила Врубеля «Рыбки» изготовлены в мамонтовской гончарной мастерской и на заводе «Абрамцево».

«Сокол» представляет собой комплекс зданий, состоящий из пятиэтажного доходного дома, фасадом выходящего на Кузнецкий Мост, и двух корпусов по бокам, образующих каре с внутренним двором.

Первые два этажа главного корпуса занимали офисы и магазины: итальянское издательство «Данте Алигьери» с бесплатной читальней, фотография, фототипия и фотоцинкография фирмы «Шерер, Набгольц и К°»… Был здесь и дорогой ресторан.

В комфортабельных апартаментах третьего этажа проживала сама владелица здания, госпожа М.В. Сокол. Кроме нее здесь было немало богатых и титулованных жильцов, среди которых: дирижер Большого театра Ю.Ф. Файер, актриса театра и кино Е.Н. Гоголева, оперная певица Е.И. Збруева.

В советское время в здании размещался магазин «Мосторга», книжная лавка «Международная книга», популярный книжный магазин издательства «Академия». С 1960-х годов по сегодняшний день здесь работает ГУП «Моспроект-3» – организация по проектированию жилых и нежилых зданий и сооружений. В 1980-х годах в здании располагались представительства иностранных авиакомпаний.

Со временем здание, к сожалению, изменилось: при перестройках 1930–1970-х годов были утрачены отделка ресторана и квартиры владелицы доходного дома, а также некоторые детали внешнего декора здания. Доходный дом М.В. Сокол является объектом культурного наследия регионального значения.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

13. «Кузнецкий мост» в средневековом Китае Марко Поло пишет: «Перейдем к великому Мосту, который пересекает эту Реку в городе. Мост сложен из камней и имеет семь шагов (paces) в ширину и полмили в длину… И по обе стороны этого Моста, по всей его длине стоят мраморные колонны,

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

13. Кузнецкий Мост в средневековом «Китае» Марко Поло пишет: «Перейдем к великому Мосту, который пересекает эту Реку в городе. Мост сложен из камней и имеет семь шагов (paces) в ширину и ПОЛМИЛИ В ДЛИНУ… И по обе стороны этого Моста, по всей его длине стоят мраморные колонны,

Из книги Московские слова, словечки и крылатые выражения автора Муравьев Владимир Брониславович

Улица Кузнецкий мост и Новокузнецкая улица Происхождение названия улицы Кузнецкий мост обычно связывают с находившимся здесь некогда мостом через Неглинную, ныне заключенную в подземный коллектор. «Свое название „мост“, - пишет П. В. Сытин, - улица получила от

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

13. «Кузнецкий мост» в средневековом Китае Марко Поло пишет: «Перейдем к великому Мосту, который пересекает эту Реку в городе. Мост сложен из камней и имеет семь шагов (paces) в ширину и ПОЛМИЛИ В ДЛИНУ… И по обе стороны этого Моста, по всей его длине стоят мраморные колонны,

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Кузнецкий мост в Москве Всегда красива была гора Кузнецкая; древний народ московский звал ее Неглинным верхом; с нее сматривал на Кремль златоглавый, в последний раз прощаясь с Москвою, ходок или гонец, отправлявшийся в пути дальние, в дорогу лесную к Костроме, к Вологде…

автора

Доходный дом Кекушевой на Остоженке, № 19 (1900–1903) Доходный дом Грязнова на Остоженке, № 17 (1901) Практически параллельно со строительством замка Лев Николаевич при участии архитектора В.С. Кузнецова на собственные средства строит рядом доходный дом № 19. И дом № 17 – по

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Миндовского на Поварской улице, № 44/2 (1904) Вначале несколько слов о Поварской улице (в 1923–1993 годах – улица Воровского). Она располагалась на торговой Волоцкой дороге, которая шла от Кремля к Великому Новгороду. О происхождении названия нетрудно догадаться: здесь,

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк М.Г. Понизовского на Поварской улице, № 42 (1903) Я сознательно отступила от хронологии, поскольку особняк Миндовского более известен, и соседний дом, № 42, принято с ним сравнивать, а не наоборот. Особняк М.Г. Понизовского Так вот, двухэтажный дом № 42, расположенный

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Доходный дом И.П. Исакова на Пречистенке, № 28 (1904–1906) На этом месте ранее находилась крупная усадьба, до войны 1812 года принадлежавшая семье Соковниных – славному боярскому роду, в котором были и воины, и государственные деятели, и литераторы, и библиофилы, и знаменитая

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Доходный дом В.Е. Быкова на 2-й Брестской улице, № 19/18 (1909–1910) В принципе об этом доме я решила написать не потому, что это один из ярких образчиков гения Кекушева, – хотя это так и есть! – а как о ярком примере варварского отношения к нашему культурному наследию.Называется

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Торговый дом «Товарищества М.С. Кузнецова» на Мясницкой улице, № 8/2 (1898–1903) В 1893 году участок со зданиями на пересечении Мясницкой улицы и Большого Златоустинского переулка у владелицы Веры Ивановны Фирсановой-Ганецкой (знакомая фамилия!) покупает Матвей Сидорович

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк С.П. Рябушинского на Малой Никитской улице, № 6/2 (1900–1903) Эта постройка не зря считается одним из шедевров не только самого архитектора, но и московского модерна в целом.Налицо все излюбленные приемы этого стиля. Все четыре фасада здания выглядят абсолютно

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Гостиница «Националь» на улице Моховая, № 15/1 (1900–1903) На этом месте, на углу нынешних Тверской и Моховой, раньше были доходные дома купца Москвина и весьма популярный у москвичей трактир «Балаклава». В конце XIX века «Варваринское акционерное общество домовладельцев»

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Дом Пигита на Большой Садовой улице, № 10 (1902–1903) За этим домом, что в самом центре Москвы, много лет тянется шлейф скандальных и мистических слухов. Начнем по порядку, с названия. Дом Пигита Уверена, что большинство считает ПИГИТ аббревиатурой, такой модной в 20 – 30-х годах

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк (контора) И.-Л. Динга на 3-й Рыбинской улице, № 22–24 (1904) Мимо этого красивого особнячка просто невозможно пройти! Постоишь, посмотришь, поахаешь – до чего хорош! – да невольно задашься вопросами: кто? когда? кому?Вначале о самом доме. Он отличается от зданий в стиле

Из книги Москва акунинская автора Беседина Мария Борисовна

Кузнецкий мост Ну вот наконец и обещанная улица Кузнецкий мост. Попетляв по городу, мы снова вернулись в его историческое ядро: здесь в буквальном смысле каждый камень - свидетель минувших эпох.В конце XV в. великий князь Иван III повелел поселить в этих местах мастеров

Доходный дом М. В. Сокол на Кузнецком мосту, 3 был построен в стиле венского сецессиона в начале 1904 года. Венский сецессион - стилистическое течение в искусстве Австрии периода модерна, появился всего за семь лет до строительства этого дома, в 1897 году. Его характерные черты в архитектуре - чёткость объёмов, ритмическая упорядоченность, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений.
По-видимому, абсолютно "венской" деталью в глазах современников выглядели золочёные завершения устоев аттика, сейчас окрашенные в серый цвет. Использование золотого цвета и кованых украшений представлялось заимствованием у австрийского архитектора Отто Вагнера - лидера австрийского сецессиона.

Московская домовладелица госпожа Сокол предполагала использовать дом под сдачу квартир внаём, начиная со второго этажа, а в первом расположить респектабельные магазины. Чтобы дом приносил доход и был интересен арендаторам, она искала архитекторов, имеющих уникальные проекты. Таким оказался Иван Павлович Машков. Его новаторский проект в плане оформления здания, к тому же прославляющий фамилию домовладелицы, сразу привлёк её внимание. Поддержал затею архитектора художник Николай Николаевич Сапунов, который выполнил эскиз панно для аттика.

Проект фасада доходного дома Сокол М.В. на Кузнецком мосту в Москве. Архитектор И.П. Машков, 1903

1. Господствующим мотивом в оформлении здания стала кривизна линий его центральной части, подчёркнутая балконами верхних этажей. Оригинальное оформление имели также решётки самого аттика, а также балконов.

2. Панно акцентировано двумя пилястрами и напоминает по исполнению панно на расположенной неподалёку гостинице "Метрополь".

3. На майоликовой мозаике изображен парящий сокол, под крыльями которого простираются степи и горы с цветущими эдельвейсами. Майолика была выполнена в мастерских Бутырского завода по выпуску керамических изделий "Абрамцево".

4. Кривизну линий фасада подчеркивают и балконы, расположенные на верхних этажах.

11. Для декорирования фасада здания архитектор Машков также использовал плитки с радужным металлическим блеском и рельефные изразцы "рыбки" по рисунку Михаила Врубеля 1890-х годов.

13. В начале XX века в доме располагались: итальянское издательство с читальней под вывеской "Данте Алигьери", торговый дом "Шерер, Набгольц и Ко", предоставлявший различные фотографические услуги, богато отделанный ресторан.

14. В разное время в меблированных квартирах проживали дирижер Ю.Ф. Файер, оперная дива Е.И. Збруева, актриса Е.Н. Гоголева.

15. Кратко о создателях этого уникального для Москвы дома:
Иван Павлович Машков (1867-1945) - архитектор, реставратор, просветитель, исследователь древнерусского зодчества. Большинство построек Машкова принадлежит к псевдорусскому стилю и неоклассицизму, но наиболее известен он постройкой доходного дома М. В. Сокол на Кузнецком Мосту в Москве и реставрацией Смоленского собора Новодевичьего монастыря и Успенского собора в Кремле.
Николай Николаевич Сапунов (1880-1912) - живописец, театральный художник, один из лучших сценографов за историю русского театра. Член Московского товарищества художников, "Алая" и "Голубая роза", "Мир искусства"; известен также большим циклом натюрмортов. Сапунов погиб во время лодочной прогулки в Териоках; перегруженная лодка перевернулась, и он единственный утонул, все остальные пассажиры были спасены подоспевшим судном.

16. С 1960-х годов и по настоящее время в доме № 3 располагается группа компаний "Моспроект-3".

17. Во время многочисленных реконструкций здания в период с 1930 по 1970 годы были утрачены многие элементы декора внутренних помещений и фасада, но основные черты, дающие право дому оставаться объектом культурного наследия столицы, сохранены.

18. Здание располагается на подъеме улицы, и благодаря своим конструктивным особенностям - изгибающемуся аттику и высоте постройки, хорошо видно с разных точек. К сожалению, почему-то у такой богатой компании, как Моспроект-3, на нашлось средств для цивилизованного кондиционирования здания, и после очередной "реставрации" фасад дома покрылся "бородавками".

Пятиэтажный доходный дом построен в начале 1904 года для московской домовладелицы М. В. Сокол архитектором И. П. Машковым.

Здание представляет собой каре застройки с внутренним двором и несколькими корпусами. Для улучшения обозрения здания на довольно узком Кузнецком Мосту и создания свободной площадки перед входом, архитектор отодвинул его вглубь от существующей красной линии улицы

Moreorless , GNU 1.2

Благодаря расположению здания на подъёме и высокому, плавно изгибающемуся аттику, дом Сокол виден с разных мест в центре города.

Господствующим мотивом построенного в стиле венского сецессиона здания является кривизна линий его центральной части, подчёркнутая балконами верхних этажей.

Майоликовая мозаика в аттике с изображением парящего над горами сокола, акцентированная двумя уходящими вверх пилястрами, была выполнена по эскизу живописца Н. Н. Сапунова на Бутырском керамическом заводе «Абрамцево».

И. П. Машков использовал для декорирования фасада также рельефные изразцы «рыбки» по рисунку М. А. Врубеля 1890-х годов.

Панно в аттике - своеобразная реплика врубелевского панно на гостинице «Метрополь», что особенно заметно со стороны Театральной площади, откуда хорошо просматриваются оба здания. Металлические решётки аттика состояли из плоскостных и объёмных элементов, оригинальностью отличался рисунок решётки ворот, балконов и оконных рам, что придавало им самостоятельную художественную ценность.

Дворовые корпуса доходного дома были жилыми, наиболее комфортабельные многокомнатные квартиры занимали также верхние этажи корпуса по улице; первые два этажа лицевого корпуса владельцы сдавали разным конторам и магазинам: в доме размещалось итальянское издательство «Данте Алигиери» с бесплатной читальней, фотография, фототипия и фотоцинкография фирмы «Шерер, Набгольц и Ко», часть здания занимал ресторан. В разное время здесь жили: дирижёр Большого театра Ю. Ф. Файер, актриса театра и кино Е. Н. Гоголева, оперная певица Е. И. Збруева.

В советское время в здании размещался магазин «Мосторга», книжная лавка «Международная книга», популярный книжный магазин издательства «Академия».

С 1960-х годов по сегодняшний день здесь работает ГУП «Моспроект-3» - организация по проектированию жилых и нежилых зданий и сооружений.

В 1980-х годах в здании располагались представительства иностранных авиакомпаний. При перестройках 1930-х - 1970-х годов были утрачены отделка ресторана и квартиры владелицы доходного дома, а также некоторые детали внешнего декора здания. Доходный дом М. В.

Доходный дом М. В. Сокол на Кузнецком мосту, 3 был построен в стиле венского сецессиона в начале 1904 года. Венский сецессион - стилистическое течение в искусстве Австрии периода модерна, появился всего за семь лет до строительства этого дома, в 1897 году. Его характерные черты в архитектуре - чёткость объёмов, ритмическая упорядоченность, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений.
По-видимому, абсолютно "венской" деталью в глазах современников выглядели золочёные завершения устоев аттика, сейчас окрашенные в серый цвет. Использование золотого цвета и кованых украшений представлялось заимствованием у австрийского архитектора Отто Вагнера - лидера австрийского сецессиона.

Московская домовладелица госпожа Сокол предполагала использовать дом под сдачу квартир внаём, начиная со второго этажа, а в первом расположить респектабельные магазины. Чтобы дом приносил доход и был интересен арендаторам, она искала архитекторов, имеющих уникальные проекты. Таким оказался Иван Павлович Машков. Его новаторский проект в плане оформления здания, к тому же прославляющий фамилию домовладелицы, сразу привлёк её внимание. Поддержал затею архитектора художник Николай Николаевич Сапунов, который выполнил эскиз панно для аттика.

Проект фасада доходного дома Сокол М.В. на Кузнецком мосту в Москве. Архитектор И.П. Машков, 1903

1. Господствующим мотивом в оформлении здания стала кривизна линий его центральной части, подчёркнутая балконами верхних этажей. Оригинальное оформление имели также решётки самого аттика, а также балконов.

2. Панно акцентировано двумя пилястрами и напоминает по исполнению панно на расположенной неподалёку гостинице "Метрополь".

3. На майоликовой мозаике изображен парящий сокол, под крыльями которого простираются степи и горы с цветущими эдельвейсами. Майолика была выполнена в мастерских Бутырского завода по выпуску керамических изделий "Абрамцево".

4. Кривизну линий фасада подчеркивают и балконы, расположенные на верхних этажах.

11. Для декорирования фасада здания архитектор Машков также использовал плитки с радужным металлическим блеском и рельефные изразцы "рыбки" по рисунку Михаила Врубеля 1890-х годов.

13. В начале XX века в доме располагались: итальянское издательство с читальней под вывеской "Данте Алигьери", торговый дом "Шерер, Набгольц и Ко", предоставлявший различные фотографические услуги, богато отделанный ресторан.

14. В разное время в меблированных квартирах проживали дирижер Ю.Ф. Файер, оперная дива Е.И. Збруева, актриса Е.Н. Гоголева.

15. Кратко о создателях этого уникального для Москвы дома:
Иван Павлович Машков (1867-1945) - архитектор, реставратор, просветитель, исследователь древнерусского зодчества. Большинство построек Машкова принадлежит к псевдорусскому стилю и неоклассицизму, но наиболее известен он постройкой доходного дома М. В. Сокол на Кузнецком Мосту в Москве и реставрацией Смоленского собора Новодевичьего монастыря и Успенского собора в Кремле.
Николай Николаевич Сапунов (1880-1912) - живописец, театральный художник, один из лучших сценографов за историю русского театра. Член Московского товарищества художников, "Алая" и "Голубая роза", "Мир искусства"; известен также большим циклом натюрмортов. Сапунов погиб во время лодочной прогулки в Териоках; перегруженная лодка перевернулась, и он единственный утонул, все остальные пассажиры были спасены подоспевшим судном.

16. С 1960-х годов и по настоящее время в доме № 3 располагается группа компаний "Моспроект-3".

17. Во время многочисленных реконструкций здания в период с 1930 по 1970 годы были утрачены многие элементы декора внутренних помещений и фасада, но основные черты, дающие право дому оставаться объектом культурного наследия столицы, сохранены.

18. Здание располагается на подъеме улицы, и благодаря своим конструктивным особенностям - изгибающемуся аттику и высоте постройки, хорошо видно с разных точек. К сожалению, почему-то у такой богатой компании, как Моспроект-3, на нашлось средств для цивилизованного кондиционирования здания, и после очередной "реставрации" фасад дома покрылся "бородавками".

Похожие публикации