Верхние резонаторы. Головной и грудной резонаторы и их роль в постановке голоса

К большому сожалению, в этой теме, как и в теме «опора», есть много разногласий среди приверженцев многих школ, педагогов и певцов. Казалось бы: люди поют во всем мире, много тысяч лет и неужели нельзя было до сих пор прийти к единому мнению (раскрытие темы в статье «») хотя бы в теме « »?! Но, нет. И все, потому что все люди, живущие и жившие на земле всё понимают и понимали по-разному в силу многих естественных и неестественных обстоятельств.

Так вот, главная проблема в том, что многие вокалисты путают понятие « » и понятие «», которых в свою очередь достаточно много.

Самая распространенная ошибка заключается в неумении различать носовой призвук от головного резонатора. Более того, эти певцы, улавливая это ощущение вибрации в области центра лица, считая это истинным резонатором, начинают культивировать это ощущение, развивать его, считая, что попали как говорится «в струю» и движутся в верном направлении.

Так же распространенное ошибочное мнение о том, что ротовая полость является очень немало важным резонатором и изменение ее формы максимально влияет на звучание голоса. Ну, хотелось бы сказать, что ротовая полость в корне не может быть резонатором т. к. она преимущественно состоит из мягких тканей, от которых в процессе резонации ни какой пользы. А твердые ткани ротовой полости: зубы, твердое небо, безусловно резонируют и резонировать должны.

Ротовая полость влияет на количество выхода звука, но к резонации не имеет практически, ни какого отношения.

В организме во время вокала резонируют лишь твердые ткани, например: задняя стенка гортани, лобные пазухи, задняя стенка гайморовых пазух, грудная клетка, черепная коробка в целом вместе со всеми ее полостями. Для личного убеждения проведите не хитрый эксперимент: разживитесь куском свежей говядины и говяжьей костью, и постучите по ним, чем ни будь твердым, например ложкой. Сравните звучание и способность резонировать твердой ткани и мягкой.

В первую очередь в процессе обучения нужно заставить звучать грудной резонатор, а уже потом головной. Ни в коем случае не следует путать грудной резонатор со звучанием горловым. Многие певцы зажимают горло, опускают нижнюю челюсть, посылают звук на нижнюю челюсть и при этом издается на первый взгляд низкое и не качественное звучание, которое они считают грудным, но правильно называть такое звучание скорее «горловым». Для того, что бы помочь вокалисту найти в себе истинное грудное звучание, один шикарный вокалист посоветовал мне во время роспевки например на слоге «мА» стучать кулаком себе по груди.

Данное упражнение нужно выполнять в том случае, если певец уже поет на опоре. Во время удара по груди в грудной клетке создается дополнительное давление заставляющее грудь звучать интенсивнее. Если звучание действительно усилилось нужно запомнить это ощущение и впредь культивировать его. Со временем можно отказаться от ударов, грудь будет звучать сама не произвольно.

Что касается головного резонатора, то например у меня не было успехов до того пока один мой друг (шикарный певец) не научил меня звучать грудью и петь на середине голосовых связок (на «переходнике»). В случае, когда звучит грудь и вокалист поет на опоре расслабленной (опущенной) гортанью, воздушная струя сама, резонируя, подумается по задней стенке гортани и попадает в черепную кость, а оттуда рассеивается в нужные полости, не озвучивая носовую полость. В случае, когда вокалист (в частности тенора) пытается искусственно продуть верхний (головной) резонатор (это называют словом: «тенорить») из этого получается в лучшем случае окультуренный приближенный к верней челюсти лицевой звук, но природным лавинообразным, всеобъемлющим звуком способным заполнить любые помещения не назовешь.

Явление резонанса давно известно физикам, еще с первой половины XVIII века. Резонанс проявляет себя в огромном количестве различных природных и технических процессов, в том числе и в процессе «рождения» человеческого голоса. Собственно говоря, явление резонанса в данном случае играет такую роль, что без нее сам спектакль (то есть наш голос) был бы невозможен. Именно по этой причине тот ВИД резонанса, который проявляется в голосе, вокалисту знать и понимать жизненно необходимо.

Само явление резонанса определяется физикой как «явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний в какой-либо колебательной системе, наступающее при приближении частоты периодического внешнего воздействия к некоторым значениям, определяемым свойствами самой системы» . Сложновато и малопонятно, как это все распространить на человеческий голос, что есть колебания, о какой системе говорим, имея ввиду голос ну и так далее. Давайте разберемся.

Известно, что голос представляет из себя звуковые колебания (механические колебания молекул воздуха), то есть распространяется в воздушной среде. Недаром говорят о дыхании, как о фундаменте вокала. Действительно, без воздушной «струи» вытекающей из наших легких наружу, никакой звук был бы невозможен. Такая воздушная струя, прежде чем попасть во внешнее пространство, проходит через ряд внутренних органов человека, которые представляют из себя некие полые сосуды.

Так из легких воздух сначала попадает в бронхи, представляющие из себя набор полых «трубок»-воздуховодов с относительно твердыми стенками, далее – в трахею, тоже полую трубку, из нее – в гортань, а гортань все та же полая трубка по своей форме. То, что посередине гортани расположены голосовые складки, всего лишь делит одну трубку на две – верхнюю часть гортани и нижнюю. Из гортани воздух попадает в глотку и далее – в рот.

И глотку, и рот трубками называть не хочется, их, скорее, можно сравнить с полыми «мешочками», ведь стенки рта и глотки достаточно подвижны, поскольку вокруг расположено большое количество различных мышц. К верхним, головным резонаторам относится также носовая полость и придаточные пазухи носа.

Итак, все органы, которые пройдет воздух на пути от легких до внешнего пространства – это полости. А любая полость, как известно, если она имеет выход во внешнюю среду, обязательно будет этой средой заполнена. Во всем вокальном тракте (так называется совокупность воздушных полостей) воздух присутствует всегда. Только его давление отличается от атмосферного: когда мы вдыхаем воздух – давление ниже атмосферного, именно поэтому легкие заполняются воздухом, когда выдыхаем – давление, соответственно, больше, чем атмосферное.

Вот эти полости и представляют из себя систему резонаторов, которая создает голос человека. Вернитесь к определению резонанса, к началу статьи. В определении речь идет о «частоте периодического внешнего воздействия». Применительно к нашему голосу такое периодическое внешнее воздействие на систему резонаторов осуществляют… голосовые складки. Именно они под воздействием электрических сигналов, поступающих из мозга, колеблются, «модулируя», как говорят в физике, звуковую волну. Видели когда-нибудь, как работает электрошокер?

Между двумя электродами проскакивает разряд в виде маленькой молнии, и слышен такой характерный треск. Вот примерно так работают и голосовые складки человека, создавая подобие «треска». Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что наука пока не имеет однозначного ответа на вопрос «Как голосовые складки создают звук?» Есть и другие взгляды на этот процесс.

Тем не менее, звук, рождаемый голосовыми складками, работающими ВНЕ организма, чудовищен и совершенно не напоминает человеческий голос. Однако в этом звуке содержится целое множество колебаний с различными частотами. Далее, модулированная таким воздействием складок звуковая волна начинает распространяться в упругой воздушной среде по полостям-резонаторам. Что же делают с этой волной резонаторы?

Представьте себе или даже осуществите несложный физический опыт. Возьмите стеклянную (или пластиковую) бутылку объемом 0,5 литра. Сильно подуйте НАД ее горлышком. Надо подуть не внутрь, а именно над горлышком бутылки, приложив край горлышка к губам. Вы услышите низкий постоянный тон. Заполните ту же бутылку водой наполовину и повторите, подуйте над горлышком. Тон изменится – станет более высоким. В данном случае воздействие производилось непосредственно на воздух, заключенный в определенный объем. Объем воздуха в бутылке, наполовину заполненной водой, меньше, чем в пустой, звуковой тон поэтому – выше.

Теперь возьмите стакан или стеклянный бокал и заполните его водой примерно на треть. Поболтайте внутри чайной ложечкой так, чтобы она задевала стенки стакана. Высоту появившегося звука постарайтесь запомнить. Долейте воды в стакан, пусть он будет заполнен теперь на две трети. Поболтайте ложечкой. Звук изменился, стал ниже. В данном случае также в полной мере проявляется явление резонанса. Только резонанс возбужден в ВОДЕ, как более звукопроводящей среде! Полость, заполненная водой, изменилась, (увеличилась) изменился и звук – стал ниже.

Отсюда следует естественный вывод: чем полость, заполненная ОДНОРОДНОЙ СРЕДОЙ меньше – тем звук выше.

То же самое происходит и в нашем организме. Каждая полость, в которой распространяется воздушная волна, резонирует на свою частоту, резко усиливая «громкость» этой частоты, тем самым выделяя ее из «бульона», содержащего все частоты, промодулированные складками.

Благодаря резонансу амплитуда (или «громкость») каждой волны, которую он усиливает, и ее обертонов (об обертонах подробнее см. ниже) возрастает в тысячи раз! Таким образом, первичный «треск» складок становится уже похожим на человеческий голос, все остальные гармоники (гармоники – общее название основной волны и всех ее обертонов), которые не усилились в резонаторах, мы просто не услышим.

Резонаторы (полости, находящиеся ниже наших голосовых складок называются НИЖНИМИ или ГРУДНЫМИ резонаторами. К ним относят нижнюю часть гортани, и единую трахео-бронхиальную полость, состоящую из трахеи и крупных бронхов.

Очевидно, что эта полость будет выделять и усиливать среди различных частот отдельные волны и обертоны, которые содержатся в первичном звуке складок. Полость эта достаточно велика по своим размерам, поэтому и звуки она будет усиливать низкие, на которые «настроена» природой.

По мнению российских ученых, эта полость будет выделять и усиливать среди различных частот отдельные волны и обертоны, которые содержатся в первичном звуке складок. Полость эта достаточно велика по своим размерам, поэтому и звуки она будет усиливать низкие, на которые «настроена» природой. По этой причине звуки грудного голоса богаты низкими частотами, имеют ТЕМБР , в котором содержатся ярко выраженные низкие звуки. Чем больше у певца объем трахео-бронхиальной полости, тем более «богатыми» тембрально будут низкие звуки его голоса. Грудные резонаторы «отреагируют» только тогда, когда волна «их собственной» частоты ИЗНАЧАЛЬНО будет присутствовать в звуке складок. Таким образом, если голосовые складки будут работать не в речевом режиме, а в фальцетном, звук соответствующей частоты в общем «бульоне» частот не появится, нижний резонатор на него не «отзовется» и «грудной» тембр в голосе будет отсутствовать.

Однако, западная вокальная наука опровергает эти выводы. Европейские, американские и японские специалисты, не прекращающие работать над изучением свойств человеческого голоса, не считают, что звук каким-либо образом попадает в трахео-бронхиальную полость. Соответственно, нет и грудного резонанса. Низкие же обертоны в голосе создаются иными резонаторами, только ВЕРХНИМИ .

Более подробно об этом вы можете узнать из статьи (все три части), опубликованной на нашем сайте.

Конечно, если певец поет конкретную ноту, то его голосовые складки будут колебаться с теми частотами, которые соответствуют этой ноте. Это основной тон и его обертоны, частоты, кратные основному тону в целое количество раз. Например, если основной тон – 400 Герц, то его обертонами будут звуки частотой в 800, 1200, 1600 и так далее Герц. Поскольку обертоны выше именно в ЦЕЛОЕ количество раз, они тоже будут усиливаться теми же резонаторами, которые «отреагировали» на основной тон. Но вот амплитуда (громкость) самих обертонов будет меньше громкости основного тона, но не в то же количество раз, в которое обертон выше. Закон математически довольно сложен, просто примем как данность, что каждый последующий более высокий обертон будет звучать тише своего предыдущего более низкого собрата.

Поэтому при ОДНОВРЕМЕННОМ ЗВУЧАНИИ основного тона и обертонов мы слышим красивый тембр. Но не спешите! Тот звук, который я описала в этом абзаце – не ВОКАЛЬНЫЙ , а МУЗЫКАЛЬНЫЙ ! Для понимания того, чем отличается музыкальный звук от вокального мало рассматривать только грудной резонатор. Отличие станет ясно из следующей статьи – «Что такое форманты? »

Резонаторы увеличивают амплитуду, то есть повышают громкость определенных гармоник в тысячи раз. Связано ли это с громкостью голоса? И да, и нет. Благодаря естественному явлению резонанса мы говорим и поем, но осуществляем это с разной громкостью. Можем петь и тихо, и громко, так же, как и говорить от шепота до крика. Что же, при тихом звуке резонаторы работают иначе, чем при громком? Это невозможно по определению, так как резонатор «настроен» на определенную частоту волны именно благодаря своей емкости, то есть объему воздуха, в нем находящемуся. А этот объем не меняется в зависимости от громкости издаваемого нами звука, он постоянен. Кроме того, резонатор увеличит амплитуду ПЕРВИЧНОЙ волны пусть и в несколько тысяч раз, но не до бесконечности, этот процесс имеет свои границы. Единица, умноженная на тысячу, все равно будет в 2 раза меньше умноженной на тысячу двойки, это очевидно.

Таким образом, громкость издаваемого нами при разговоре и «бытовом» пении звука в первую очередь определяется не столько резонаторами, сколько силой ПЕРВИЧНОЙ волны, которую создают голосовые складки, а она, эта громкость, тем выше, чем большее количество воздуха пройдет в голосовую щель в единицу времени при фонации. Здесь даже играет роль не столько количество, сколько ИНТЕНСИВНОСТЬ воздушного потока, его ЭНЕРГЕТИЧНОСТЬ , если хотите… Термином «подсвязочное давление» обычно пользуются именно для отражения сущности необходимого воздействия. Воздушный «сгусток», поданный на связки, промодулируется ими с гораздо большей амплитудой волны, чем свободный поток. Сжатый воздух имеет бОльшую «звукопроводность». Резонаторы усилят эту амплитуду, и «единица» из предыдущего абзаца превратится в «двойку».

Конечно, в профессиональном вокале взгляд на то, какое влияние оказывает резонанс на громкость голоса певца, существенно отличается. Но нужно понимать, что достигают того, о чем пишет в своих работах, в частности, профессор В.П. Морозов («Резонансная теория пения и вокальная техника выдающихся певцов » (2001), «Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники » (2002)) - МАСТЕРА АКАДЕМИЧЕСКОГО ВОКАЛА , да и то после многих лет работы над своим голосом.

Работая в современных вокальных жанрах, певцы используют свою резонаторную систему не так и не в той степени, в какой ее используют в классическом вокале. Это нужно понимать, если вы хотите научиться петь современные песни. Нет необходимости овладевать ВСЕЙ мощью резонансного пения, зато требуется очень многое другое, чего не прививает классика.

В любом случае, элементами для голоса только полезными, Вы овладеете в процессе систематических вокальных занятий.

Существует акустический резонанс в груди, или нет, рано или поздно точно выяснит именно наука, никакие «личные ощущения певца» в данном случае не могут приниматься во внимание, потому что дрожание костей грудины при мощном и сильном низком звуке может происходить вовсе не по причине резонанса в груди. Об этом, напоминаю, статья «Грудной резонатор. Мифы и реальность» .

Но то, что эти процессы происходят в наших верхних резонаторах - глотке, рте, носовой полости, сомнению никем не подвергается и доказано абсолютно точно!

Управлять, таким образом, мы можем только и исключительно самыми важными для вокала «резонаторами» – глоточной, ротовой и носовой полостью. Я не случайно взяла слово «резонаторы» в кавычки, резонансные процессы, которые в этих полостях происходят, имеют ряд существенных отличий от «идеального» резонанса в твердом сосуде, который рассматривает элементарная физика. Рассмотреть подробнее, что же происходит при пении со звуком в наших ВЕРХНИХ, ГОЛОВНЫХ резонаторах удобнее на отдельной странице .

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

К нижним (грудным) резонаторам относятся: трахея, бронхи и легкие. Грудное резонирование ощущается как вибрация в области грудной клетки (на протяжении полутора октав мужского голоса, а также в нижнем и центральном участках женского). Грудные резонаторы являются самой большой колебательной системой при пении. Они усиливают низкие частоты, придавая голосу объем, бархатистость и теплоту звучания.

Правильное грудное резонирование возможно при исключительной свободе и постоянном объеме грудной клетки, поскольку чрезмерное напряжение мышц груди и живота, а также сброс объема грудной клетки при дыхании препятствуют правильному распределению воздуха.

Необходимо стремиться к одновременному звучанию головного и грудного резонаторов. Это способствует созданию смешанного звучания и дает возможность избежать регистровых переходов.

ФУНКЦИИ РЕЗОНАТОРОВ

В отечественных трудах по методике вокального искусства резонаторам певческого аппарата традиционно отводятся следующие функции:

1. Фонетическая – формирование гласных и согласных.

2. Генераторная – излучение певческого звука.

3. Энергетическая – усиление певческого звука.

4. Эстетическая – обеспечение вибрато, звонкости, мягкости и полетности голоса.

5. Защитная – освобождение от перенапряжения гортани при достижении необходимой громкости звука.

6. Индикаторная – певческая настройка верности звукоизвлечения по вибрационным показателям.

7. Активизирующая – повышение тонуса голосового аппарата за счет вибрации резонаторов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧАСТЕЙ РЕЗОНАТОРНОЙ СИСТЕМЫ

Голосовой аппарат певца работает как единое целое по принципу духового музыкального инструмента. Фактором, обеспечивающим тесное функциональное взаимодействие его основных частей (дыхательного аппарата, гортани и резонаторов), является акустическая волна.

Особенностью целостности этих системных связей является двусторонняя направленность сил взаимодействия: прямые (активные) и обратные (реактивные) силы. В результате чего воздействие на какую-либо одну часть немедленно отражается на работе двух других. Гортань воздействует на резонаторы, посылая в них звуковые волны, а резонаторы, усиливая те или иные группы обертонов, посылают эти усиленные звуковые волны обратно в гортань, тем самым изменяя характер колебаний голосовых связок и облегчая их работу по закону противодействия. Резонаторы обеспечивают положительное воздействие на гортань и повышают работу голосового аппарата в целом. Однако, резонаторы могут также поставить гортань в тяжелые условия путем неоптимальной настройки верхних и нижних полостей, в результате чего звук может стать не близким и полетным, а наоборот – глухим, плоским, белым, затылочным, носовым, опрокинутым и вульгарным.

Работая с оптимальной настройкой резонаторов, важно помнить, что голосовой аппарат певца – живой музыкальный инструмент. Он устроен гораздо более сложно, чем труба или орган, поскольку помимо акустических и пневматических сил взаимодействия в нем существуют чрезвычайно разнообразные силы нервно-рефлекторных связей между дыханием, гортанью и резонаторами.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЗОНАТОРНЫХ ОЩУЩЕНИЙ

Верное использование резонаторов при пении положительно влияет на тембр голоса, его полетность, высокое позиционное формирование и округление звука. Приступать к работе над верным функционированием резонаторных полостей необходимо с нахождения правильных ощущений при работе вокальных резонаторов.

Для того, чтобы вызвать понимание действия резонаторов существует ряд приемов:

НАЧАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1 . Пение с закрытым ртом согласных «м», «н».

(При этом звук идет через носовые ходы, приводя к вибрированию полостей верхнего резонатора).

2 . Пение упражнений на гласный «и».

(Благодаря высокочастотным колебаниям этот звук уже сам по себе является высоким и дает хорошее ощущение резонирования).

3 . Пение на плотном смыкании связок.

(Приводит к яркости, металличности звука, вызывая ответ в резонаторах).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЕРХНИХ РЕЗОНАТОРОВ

1 . Вдох через нос. На выдохе при закрытом рте максимально мощно и коротко произнести звук «м-м-м».

(Рука, лежащая на темени, ощутит характерную вибрацию).

2 . Вдох через нос. На выдохе, заметно удлиняя последний звук, пропеть слова «бом», «дом».

3 . Вдох через рот. На выдохе пропеть слоги «ми-миии», «до-дооо», «му-мууу».

(Стараться удержать гласный в том же месте, где ощущается резонирование начального согласного звука).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНИХ РЕЗОНАТОРОВ

1 . Вдох через нос. Задержав гортань в нижнем положении, протяжно произнести звуки: «о», «у».

(Рука, лежащая на груди, ощутит характерную вибрацию).

2 . Вдох через нос. На выдохе пропеть слоги: «м - ууу», «м - ооо», «м - иии».

(Постарайтесь запомнить чувство вибрации грудной клетки, ощущаемое рукой).

3 . Вдох через рот. На выдохе пропеть: «молоко», «укушу», «туруру».

(Сохраняйте вибрацию грудной клетки на всем протяжении пения).

На развитие резонаторных ощущений следует обращать пристальное внимание уже в самом начале обучения пению для формирования понимания характера звучания, к которому следует стремиться, и для запоминания ощущений, которые должны сопровождать качественный певческий голос. Постепенно эти ощущения становятся привычными и воспринимаются как неотъемлемая часть хорошего звучания.

Важно одновременно развивать оба вида резонирования. Если не учитывать все компоненты певческого голосообразования, а зациклиться только на головном или грудном резонировании, результатом может стать деградация голоса, так как чрезмерное головное резонирование может привести к зажатию голоса, а при форсировании грудного резонирования голос утяжеляется и становится затруднительным его ход наверх.

По правильным резонаторным ощущениям певец может ориентироваться в качестве фонации и облегчить работу голосового аппарата. При одновременной работе обоих резонаторов связки функционируют по смешанному типу колебаний, что позволяет озвучивать весь диапазон ровным звуком, не ощущая регистровых скачков.

Работая над головным и грудным резонированием нужно помнить, что резонаторные свойства у разных певцов неодинаковы и зависят от индивидуальных особенностей, а также формы резонаторных полостей.

Резонанс – физическое явление, но оно имеет прямое отношение к вокалу. Всем известно, что голос человека является определенными звуковыми колебаниями, а вот как использовать резонаторы голоса – вопрос не из легких.

Немного теории

Школа сайт предлагает всем желающим пройти курс обучения и научиться управлять своим голосом. Вокальное искусство подразумевает не только его силу, но и разные способы извлечения звука, именно это – главный показатель профессионализма. Поэтому так важно знать все резонаторы голоса у человека.

Итак, начнем. Воздух, который набирается в момент вдоха в легкие, проходит достаточно длинный путь: сначала он попадает в гортань, затем в бронхи. И вот здесь начинается волшебство! Благодаря мышцам, которые можно напрягать или расслаблять, звук на выдохе приобретает именно тот окрас, который и нужен! Все полости с воздухом и можно назвать резонаторами, так или иначе влияющими на звук.

Верхние и нижние резонаторы голоса

Все наши резонаторы условно разделены на две группы: нижние – они же грудные – расположены ниже голосовых связок, а верхние – соответственно, выше. Нижние резонаторы позволят сделать бархатистыми так называемые грудные звуки, чаще всего они низкие. Высокие тона будут зависеть от второй группы резонаторов, к тому же они могут быть очень разными по звучанию.

Обучение правильному резонированию – интересный этап для начинающего вокалиста. Наши педагоги обладают большим опытом, необходимым для планомерного обучения, а кроме того, с интересом наблюдают за ростом учеников и радуются их успехам. К слову, красивый тембр голоса, которым славятся известные певцы, это результат правильного обращения с резонаторами, и никак иначе!

Резонаторы голоса увеличивают его амплитуду, что сразу же сказывается на исполнении вокальной партии: известно, что в пределах одного произведения громкость может регулироваться от шепота до максимально возможных показателей. Различные техники исполнения благодаря умению правильно резонировать пригодятся как в классическом вокале, так и в современных вокальных жанрах.

Упражнения для верхних резонаторов

  • 1. Вдохните через нос, максимально мощно и коротко, на выдохе (рот закрыт) произносите звук «м-м-м».
  • 2. Вдохните через нос, на выдохе попробуйте пропеть слова «бом», «дом», «бим», заметно удлиняя последний звук «м».
  • 3. Сделайте глубокий вдох ртом, на выдохе произносите слоги в таком порядке: «ми – миии», «до – дооо», «му – мууу» и другие.

Общее правило таких упражнений – добиться ощущения легкой вибрации верхней губы и гортани. Все эти упражнения направлены на исправление слишком глухого звука.

Упражнения для нижних резонаторов

  • 1. Стоя прямо, наберите полную грудь воздуха и начинайте выдыхать, наклонившись вперед. На выдохе произносите как можно протяжнее «ууу», «ооо», «иии».
  • 2. Точно также набрав воздуха, на выдохе произносите слова: «молоко», «укушу», «туруру».
  • 3. Стоя набирайте воздух, положив руку на грудь. Попробуйте зевнуть, не открывая рта, задержите при этом гортань в нижнем положении на несколько секунд. На выдохе – протяжные звуки «о», «у».

2) Дыхательный аппарат -- его иногда называют энергетической системой, так как дыхание -- изначальный поставщик энергии голосу. Он включает в себя легкие, трахею, бронхи, дыхательные мышцы, межреберные, брюшные, диафрагму, а также гладкую мускулатуру бронхов.

3) Резонаторы, или резонаторная система, поскольку резонаторов много и они в процессе пения объединяются (или не объединяются -- это индивидуально) в единую, взаимосвязанную систему, т. е. единый звучащий комплекс.

Звучащим телом в певческих резонаторах является воздух, ограниченный стенками дыхательного тракта, а не сами стенки, как иногда приходится слышать. Другое дело, что стенки голосового тракта приходят в соколебание с резонирующим в полостях воздухом и певец ощущает эти колебания, например:

В области грудной клетки (резонанс в трахее);

В области лицевых тканей в области «маски» (резонанс в носовой полости или в гайморовых пазухах);

В области твердого нёба в «точке Морана» (резонанс в ротовой полости) и т.п.

Эти ощущения, безусловно, можно назвать «ощущениями активности резонаторов», но помнить при этом, что резонируют (т.е. сильно увеличивают амплитуду своих колебаний) объемы воздуха в полостях-резонаторах и колебания свои передают стенкам голосового тракта. Они ощущаются певцом из-за присущей человеку виброчувствительности, благодаря наличию во всех живых тканях чувствительных нервных окончаний, воспринимающих вибрацию и вызывающих специфические певческие резонансные ощущения.

Различают:

Верхние резонаторы -- все, что выше гортани;

Нижние -- трахея с крупными бронхами.

Верхние резонаторы нередко называют надставной трубой, поскольку они как бы надставлены сверху над гортанью. Среди верхних резонаторов важнейшую роль в пении (и речи) имеет ротовая полость, поскольку это наиболее подвижный из всех резонаторов, благодаря участию языка, челюсти, губ, сильно изменяющих объем и форму ротового резонатора, что и обеспечивает артикуляцию гласных, как певческих, так и речевых. Важнейший резонатор -- глотка, также подвижная, изменчивая по объему и форме полость. Особо важную роль в пении играет небольшая по объему надгортанная полость, образующаяся у хороших певцов путем сужения входа в гортань.

Наконец, к резонаторам относятся носовая полость и так называемые придаточные пазухи носа. Это -- гайморовы полости, основная полость, решетчатый лабиринт и лобные пазухи. Они соединены с носовой полостью узкими проходами. Вибрация в лицевом костяке, особенно ощутимая от переносицы до передних зубов, сигнализирует, что и верхний, или головной, резонатор включен в работу. Правильная подача дыхания способствует не только красивому звучанию голоса, но и хорошей дикции. В свою очередь, легкая и отчетливая, координированная с дыханием артикуляция помогает сделать опору звука более крепкой.

Ощущение основания столба дает мышечный поясок -- естественное напряжение мышц при правильном дыхании. Поступая в голову, звуковая волна проходит не горизонтально по направлению ко рту, а вертикально, как бы омывая его по кривой. При такой вокальной позиции мы ощущаем вибрацию в грудной клетке и даже можем заставить резонировать весь костяк до ступней ног и кистей рук -- это работает нижний, или грудной, резонатор.

К основным функциям резонаторов в пении относятся:

1) энергетическая;

2) генераторная;

3) фонетическая;

4) эстетическая;

5) защитная.

Выделение этих функций в известной степени носит условный характер, поскольку все они взаимосвязаны. Рассмотрение каждой из этих функций в отдельности позволяет нам подчеркнуть ту огромную роль, которую играет система резонаторов в формировании профессионального певческого голоса.

Многообразна роль резонаторов в пении:

Такой подход должен способствовать ориентации сознания и подсознания певца на резонансный принцип голосообразования, резонансные певческие ощущения, о которых говорят все выдающиеся мастера. Функции резонаторов состоят в обеспечении большой мощности и полетности певческого голоса, способности его озвучивать большие оперно-концертные залы, преодолевать «звуковую завесу» оркестрового сопровождения, без какого-либо перенапряжения и заболевания голосового аппарата певца в течение многих лет профессиональной певческой деятельности .

Энергетическая функция резонаторов проявляется не только в увеличении силы певческого голоса, т. е. придания ему большой энергии, но и в переносе этой энергии слушателю. Это свойство хорошо известно под термином «полётность» голоса. Полётность голоса связана с таким профессионально важным свойством певческого голоса, как «близкий» звук. «Близкий» звук обусловлен особой организацией резонаторной системы, при которой у певца возникает ощущение звука как бы вне голосового аппарата. Такого ощущения рекомендовал добиваться И. С. Козловский -- «звук под носом», как он образно выражался. Близкий звук, возникающий при высокой активности певческих резонаторов, характеризуется еще одним важным свойством: такой звук и слушатель, даже далеко сидящий в зале, ощущает как бы близко от себя, а не где-то далеко на сцене.

Прекрасной иллюстрацией роли резонаторов как усилителей звука являются духовые музыкальные инструменты, например медные. Губы трубача являются как бы аналогами голосовых связок, т. е. вибратором, возбудителем звука, а сам инструмент -- резонатором. Голос трубы раздается на километры!

Методические приемы направления звука в резонаторы

В педагогической практике существует много приемов для направления звука в резонаторы:

1. Прежде всего, это правильный вдох. При скрытом зевке поднимается небная занавеска, слегка расширяются ноздри, язык отходит от зубов и это создает высокую позицию в пении.

2. Когда звуковая волна попадает в верхние резонирующие полости, то певческий голос приобретает необходимую ему звучность и красивую окраску. Поэтому ощущать звук надлежит не в передней части рта, откуда он уже выходит, а несколько выше, то есть в той части резонаторов, где он формируется.

3. Голос находится в «маске» - старый термин, указывающий, что вибрационные раздражения возникают в области лица, закрываемой маскарадной маской. Откройте рот и выдвиньте верхнюю губу наподобие полки над камином. Так вы создадите благоприятные условия для попадания голоса в маску.

4. Прикрывать звук означает получить более собранный, резонирующий, тембровообогащенный звук. Рекомендуется двумя пальцами придерживать углы рта, слегка сближая их, чтобы получилась фигура, приближающаяся к цифре 8.

5. Нужно научиться направлять звук в верхний резонатор с поднятым небной занавеской. Придерживать крылья носа в приподнятом положении указательным и большим пальцами. (Прием на занятиях в классе).

6. Грудное резонирование находится следующим образом: используя слуховой и мышечный контроль, мы находим ту установку дыхания, то положение и напряжение дыхательных мышц в области «подложечного круга», при котором у данного певца, на данной высоте лучше всего проявляется грудной резонанс.

Вибрационные раздражения отражают работу резонаторов и, следовательно, певец, ориентируясь на эти вибрационные раздражения, может сознательно управлять настройкой резонаторов и корректировать эту настройку в процессе звучания.

Вибрационные ощущения оказываются доминирующими в ощущении певческой опоры, так как объективным признаком опоры является особая мышечная деятельность дыхательного аппарата и особая организация всей резонаторной системы (10,14-16). Таким образом, проанализировав в данном разделе…

Похожие публикации