Во славном-то было Нове-городе. Василий Буслаев – характеристика Василий буслаев и новгородцы

Жил Буславьюшка — не старился,
Живучись, Буславьюшка преставился.
Оставалось у Буслава чадо милое,
Милое чадо рожоное,
Молодой Васильюшка Буславьевич.
Стал Васенька на улочку похаживать,
Не легкие шуточки пошучивать:
За руку возьмет — рука прочь,
За ногу возьмет — нога прочь,
А которого ударит по горбу
Тот пойдет, сам сутулится.
И говорят мужики новгородские:

Тебе с этою удачей молодецкою

Идет Василий в широкие улочки,
Не весел домой идет, не радошен,


«Ай же ты, мое чадо милое,
Милое чадо рожоное,
Молодой Васильюшка Буславьевич!
Что идешь не весел, не радошен?
Кто же ти на улушке приобидел?» —
«А никто меня на улушке не обидел.
Я кого возьму за руку — рука прочь,
За ногу кого возьму — нога прочь,
А которого ударю по горбу
Тот пойдет, сам сутулится.
А говорили мужики новгородские,
Что мне с эстою удачей молодецкою
Наквасити река будет Волхова».
И говорит мать таковы слова:
«Ай же ты, Васильюшка Буславьевич!
Прибирай ка себе дружину хоробрую,
Чтоб никто ти в Новеграде не обидел».
И налил Василий чашу зелена вина,
Мерой чашу полтора ведра,
Становил чашу середи двора
И сам ко чаше приговаривал:
«Кто эту чашу примет одной рукой
И выпьет эту чашу за единый дух,
Тот моя будет дружина хоробрая!»
И садился на ременчат стул,
Писал скорописчатые ярлыки,
В ярлыках Васенька прописывал:
«Зовет жалует на почестен пир»;
Ярлычки привязывал ко стрелочкам
И стрелочки стрелял по Новуграду.
И пошли мужики новгородские
Из тоя из церквы из соборныя,
Стали стрелочки нахаживать,
Господа стали стрелочки просматривать:
«Зовет жалует Василий на почестен пир».
И собиралися мужики новгородские увалами,
Увалами собиралися, перевалами,
И пошли к Василью на почестен пир.
И будут у Василья на широком на дворе,
И сами говорят таковы слова:
«Ай же ты, Васильюшка Буславьевич!
Мы теперь стали на твоем дворе,
Всю мы у тя еству выедим
И все напиточки у тя выпьем,
Цветно платьице повыносим,
Красно золото повытащим».
Этыя речи ему не слюбилися.
Выскочил Василий на широкий двор,

И зачал Василий по двору похаживати,
И зачал он вязом помахивати:
Куда махнет — туда улочка,
Перемахнет — переулочек;
И лежат то мужики увалами,
Увалами лежат, перевалами,
Набило мужиков, как погодою.
И зашел Василий в терема златоверхие:
Мало тот идет, мало новой идет
Ко Васильюшке на широкий двор,
Идет то Костя Новоторжанин
Ко той ко чаре зелена вина
И брал то чару одной рукой,
Выпил эту чару за единый дух.

Хватал то Василий червленый вяз,
Как ударил Костю то по горбу.
Стоит то Костя — не крянется,

«Ай же ты, Костя Новоторжанин!
Будь моя дружина хоробрая,


Идет то Потанюшка Хроменький
Ко Василью на широкий двор,
Ко той ко чаре зелена вина,
Брал то чару одной рукой
И выпил чару за единый дух.
Как выскочит Василий со новых сеней,
Хватал то Василий червленый вяз,
Ударит Потанюшку по хромым ногам:
Стоит Потанюшка — не крянется,
На буйной голове кудри не ворохнутся.
«Ай же Потанюшка Хроменький!
Будь моя дружина хоробрая,
Поди в мои палаты белокаменны».
Мало тот идет, мало новой идет,
Идет то Хомушка Горбатенький
Ко той ко чаре зелена вина,
Брал то чару одной рукой
И выпил чару за единый дух.
Того и бить не шел со новых сеней:
«Ступай ка в палаты белокаменны
Пить нам напитки сладкие,
Ества то есть сахарные,
А бояться нам в Новеграде некого!»
И прибрал Василий три дружины в Новеграде.
И завелся у князя новгородского почестен пир
На многих князей, на бояр,
На сильных могучиих богатырей.
А молодца Василья не почествовали.
Говорит матери таковы слова:
«Ай же ты, государыня матушка,
Честна вдова Авдотья Васильевна!
Я пойду к князьям на почестен пир».
Возговорит Авдотья Васильевна:
«Ай же ты, мое чадо милое,
Милое чадо рожоное!
Званому гостю место есть,
А незваному гостю места нет».
Он, Василий, матери не слушался,
А взял свою дружину хоробрую
И пошел к князю на почестен пир.
У ворот не спрашивал приворотников,
У дверей не спрашивал придверников,
Прямо шел во гридню столовую.
Он левой ногой во гридню столовую,
А правой ногой за дубовый стол,
За дубовый стол, в большой угол,
И тронулся на лавочку к пестно углу,
И попихнул Василий правой рукой,
Правой рукой и правой ногой:
Все стали гости в пестно углу;
И тронулся на лавочку к верно углу,
И попихнул левой рукой, левой ногой:
Все стали гости на новых сенях.
Другие гости перепалися,
От страху по домам разбежалися.
И зашел Василий за дубовый стол
Со своей дружиною хороброю.
Опять все на пир собиралися,
Все на пиру наедалися,
Все на почестном напивалися,
И все на пиру порасхвастались.
Возговорил Костя Новоторжанин:
«А нечем мне ка, Косте, похвастати;
Я остался от батюшки малешенек,
Малешенек остался и зеленешенек.
Разве тым мне, Косте, похвастати:
Ударить с вами о велик заклад
О буйной головы на весь на Новгород,
Окроме трех монастырей — Спаса преображения,
Матушки Пресвятой Богородицы,
Да ещё монастыря Смоленского».
Ударили они о велик заклад,
И записи написали,
И руки приложили,
И головы приклонили:
«Идти Василью с утра через Волхов мост;
Хоть свалят Василья до мосту,
— Вести на казень на смертную,
Отрубить ему буйну голову;
Хоть свалят Василья у моста,
Вести на казень на смертную,
Отрубить ему буйну голову;
Хоть свалят Василья посередь моста,
Вести на казень на смертную,
Отрубить ему буйну голову.
А уж как пройдет третью заставу,
Тожно больше делать нечего».
И пошел Василий со пира домой,
е весел идет домой, не радошен.
И стречает его желанная матушка,
Честна вдова Авдотья Васильевна:
«Ай же ты, мое чадо милое,
Милое чадо рожоное!
Что идешь не весел, не радошен?»
Говорит Васильюшка Буславьевич:
«Я ударил с мужиками о велик заклад:
Идти с утра на Волхов мост;
Хоть свалят меня до моста,
Хоть свалят меня у моста,
Хоть свалят меня посередь моста,
Вести меня на казень на смертную,
Отрубить мне буйну голову.
А уж как пройду третью заставу,
Тожно больше делать нечего».
Как услышала Авдотья Васильевна,
Запирала в клеточку железную,
Подперла двери железные
Тым ли вязом червленыим.
И налила чашу красна золота,
Другую чашу чиста серебра,
Третью чашу скатна жемчуга,
И понесла в даровья князю новгородскому,
Чтобы простил сына любимого.
Говорит князь новгородский:
«Тожно прощу, когда голову срублю!»
Пошла домой Авдотья Васильевна,
Закручинилась пошла, запечалилась,
Рассеяла красно золото, и чисто серебро,
И скатен жемчуг по чисту полю,
Сама говорила таковы слова:
«Не дорого мне ни золото, ни серебро, ни скатен жемчуг.
А дорога мне буйная головушка
Своего сына любимого,
Молода Васильюшка Буслаева».
И спит Василий, не пробудится.
Как собирались мужики увалами,
Увалами собирались, перевалами,
С тыми шалыгами подорожными;
Кричат они во всю голову:
Ступай ка, Василий, через Волхов мост,
Рушай ка заветы великие!
И выскочил Хомушка Горбатенький,
Убил то он силы за цело сто,
И убил то он силы за другое сто,
Убил то он силы за третье сто,
Убил то он силы до пяти сот.
На смену выскочил Потанюшка Хроменький
И выскочил Костя Новоторжанин.
И мыла служанка, Васильева портомойница,
Платьица на реке на Волхове;
И стало у девушки коромыселко поскакивать,
Стало коромыселко помахивать,
Убило силы то за цело сто,
Убило силы то за другое сто,
Убило силы то за третье сто,
Убило силы то до пяти сот.
И прискочила ко клеточке железные,
Сама говорит таковы слова:
«Ай же ты, Васильюшка Буславьевич!
Ты спишь, Василий, не пробудишься,
А твоя то дружина хоробрая
Во крови ходит, по колен бродит».
Со сна Василий пробуждается,
А сам говорит таковы слова:
«Ай же ты, любезная моя служаночка!
Отопри ка дверцы железные».
Как отперла ему двери железные,
Хватал Василий свой червленый вяз
И пришел к мосту ко Волховскому,
Сам говорит таковы слова:
«Ай же любезная моя дружина хоробрая!
Поди тко теперь опочив держать,
А я теперь стану с ребятами поигрывать».
И зачал Василий по мосту похаживать,
И зачал он вязом помахивать:
Куда махнет — туда улица,
Перемахнет — переулочек;
И лежат то мужики увалами,
Увалами лежат, перевалами,
Набило мужиков, как погодою.
И встрету идет крестовый брат,
Во руках несет шалыгу девяноста пуд,
А сам говорит таковы слова:
«Ай же ты, мой крестовый брателко,

На своего крестового брата не наскакивай!
Помнишь, как учились мы с тобой в грамоты:
Я над тобой был в то поры больший брат,
И нынь то я над тобой буду больший брат».
Говорит Василий таковы слова:
«Ай же ты, мой крестовый брателко!
Тебя ля черт несет навстрету мне?
А у нас то ведь дело деется,
Головами, братец, играемся».
И ладит крестовый его брателко
Шалыгой хватить Василья в буйну голову.
Василий хватил шалыгу правой рукой,
И бил то брателка левой рукой,
И пинал то он левой ногой,
Давно у брата и души нет;
И сам говорил таковы слова:
«Нет на друга на старого,
На того ли на брата крестового,
Как брат пришел, по плечу ружье принес».
И пошел Василий по мосту с шалыгою.
И навстрету Васильюшку Буслаеву
Идет крестовый батюшка, старичище пилигримище:
На буйной голове колокол пудов во тысячу,
Во правой руке язык во пятьсот пудов.
Говорит старичище пилигримище:
«Ай же ты, мое чадолко крестовое,
Молодой курень, не попархивай,
На своего крестового батюшка не наскакивай!»
И возговорит Василий Буславьевич:
«Ай же ты, мой крестовый батюшка!
Тебя ли черт несет во той поры
На своего на любимого крестничка?
А у нас то ведь дело деется,
Головами, батюшка, играемся».
И здынул шалыгу девяноста пуд,
Как хлыстнул своего батюшка в буйну голову,
Так рассыпался колокол на ножевые черенья:
Стоит крестный — не крянется,
Желтые кудри не ворохнутся.
Он скочил батюшку против очей его
И хлыстнул то крестного батюшка
В буйну голову промеж ясны очи
И выскочили ясны очи, как пивны чаши.
И напустился тут Василий на домы на каменные.
И вышла Мать Пресвятая Богородица
С того монастыря Смоленского:
«Ай же ты, Авдотья Васильевна!
Закличь своего чада милого,
Милого чада рожоного,
Молода Васильюшка Буслаева,
Хоть бы оставил народу на семена».
Выходила Авдотья Васильевна со новых сеней,
Закликала своего чада милого.

Русская литературная традиция берет свое начало из былин и сказаний, веками складывавшихся в народе и передаваемых из уст в уста. Эти произведения воспевали народных героев, богатырей и защитников русской земли. Кроме , и существовали и другие представители сильного пола, на которых ориентировался простой народ. Василий Буслаев был таким персонажем.

История создания

Действующее лицо сложенных новгородцами былин, Василий Буслаев – коренной житель Новгорода, как и , и Хотен Блудович. Эпос, повествующий об их приключениях, передает и типичную бытовую жизнь большого русского города. Василий Буслаев, сын Буслая и Амальфы Тимофеевны, был персонажем более чем 70 былинных сказаний. Среди них «Спор Василия Буслаева с новгородцами» и «Василий Буслаевич молиться ездил». Тексты, составленные жителями Русского Севера, передавались из поселения в поселение и распространялись по Пермской, Вологодской и Московской областям, уходя к Дону.

Иллюстрация к сказу "Василий Буслаев"

Уже в 16 веке упоминания о Василии Буслаеве находили в археологических артефактах и памятниках фольклора. А в 18 веке былины о Василии Буслаеве опубликованы в сборнике В.А. Левшина «Русские сказки».

Летопись гласит, что богатырь творил деяния в 1171 году, хотя конкретных подтверждений этому не представляется. Но песни, сложенные в Древнем Новгороде 12 века, описывали героя.

Элементы русского эпоса отразились и в исландских сагах, где упоминается Боси, сын Буслы. Несложно провести параллель между именем этого героя и Буслаевым.


Исторические свидетельства подтверждают, что эпические сказания о Василии Буслаеве формировались в период освоения славянами приильменских земель. В это время государство переживало момент самоопределения в области экономики, политики и культуры. Происходили раздоры между поселениями и этнические распри, за которыми следовали противостояния князей и бояр. Бедный гусляр Садко быстро стал богатым новгородским купцом. А Василий Буслаев, не веривший ни во что и уверявший: «Мой бог меня рабом не кличет», – погиб в Палестине.

Василий Буслаев в былинах

В 1136 году Новгород обрел свободу в княжеских ставленниках, и положение правителей стало прочным. Сильная дружина была больше не нужна, но герои, вроде Василия Буслаева, оставались с палицей в руках. Языческий бог завещал использовать орудие в память о себе и, выполняя наказ бывшего божества, Буслаев собрал дружину, используя палицу.


Отдельное место занимает в былине сюжет, описывающий бой с новгородцами. С помощью червленого вяза Василий побеждает соперников, но, выступив против горожан, он становится противником города и церкви. В пылу азарта богатырь разбивает колокол, символизирующий мир, чем навлекает на себя гнев Богородицы. Она является к матери Буслаева и просит утихомирить сына. Мир в городе восстанавливается благодаря божественным напутствиям.

Сюжет, описывающий стычку с новгородцами, модифицировался и постоянно переносился во временном пространстве. В финале он был приурочен к событиям 1570 года. Василий якобы хвалился на пиру в тереме , что способен побороть царское войско. Вопреки историческим реалиям, герой сдерживает слово и становится правителем Новгорода.


Факты и события жизни города сочетаются в эпосе вне зависимости от времени их осуществления в реальности. Происходящее описывает события от момента основания города до 16 века, в том числе и хождение Василия Буслаева в Иерусалим. Существуют разные интерпретации логики повествования. В одной версии Василий Буслаев предстает паломником 13-15 века или раскаявшимся человеком с богатым прошлым. В альтернативном варианте он борец с религиозными предрассудками и скептик. Возможно существование двух сюжетов, которые со временем слились воедино, давая повод для противоречивой трактовки.

12-13 века были эпохой строительства, возведения архитектурных памятников русского зодчества и святынь, поэтому путешествия в Царьград и Палестину были обязательными. Былина о Василии изображает поход на Восток. Военные мотивы усматриваются в необходимости материнского благословения и сбора оружия. Паломнические путешествия могли обойтись без этих деталей. В святой земле Василий разбивается о камень и погибает. В различных трактовках гибель воина связывают с борьбой с неверными или с расплатой за грехи.


Иллюстрация к произведению "Мефодий Буслаев"

Сегодня писатель продолжает традицию былинных авторов, воспевая , прототипом которому наверняка послужил персонаж русского эпоса.

Экранизации

Приверженцем язычества описывает Василия Буслаева фильм 1982 года. Кинокартина имела жанр сказки. Режиссер Геннадий Васильев поведал зрителям о том, как герой собрал ватагу и в компании Ксении, дочери князя Глеба, отправился в Византию. В ходе разнообразных коллизий жители Новгорода оказываются пленниками, угнанными в Константинополь, дружину Василия и Ксению берут в плен. Богатырь отстаивает честь родных земель, дает отпор врагам и возвращает новгородцев на русскую землю. На пиру он вызывает на бой несогласных. Купцы нападают на героя, но весть о том, что на Русь надвигается враг, примиряет соперников.


Главные роли в фильме исполнили , и другие.

Цитаты

Богатырская мощь и слава Василия Буслаева неотъемлемо следуют за образом в литературных произведениях и в экранизациях. Герой описывается крепко сложенным мужчиной, которому не страшны перипетии сражений, но важно отстаивать истину. Единственное, что отличает его от собратьев по защите родины, – сомнения в вере и Боге.

Для богатыря нет непреодолимых препятствий.

«За Буслаем крепко дело! За Буслаем, братцы, смело! Ух ты! В одну сторону махнет – улочка, а в другую махнет – переулочек!», - говорят сказатели.

Но герой не верит в то, что его сила дарована Всевышним. После замены божественного пантеона язычников новый бог не у всех вызывал доверие, и скептик Буслаев был в числе маловеров.

Для Василия Буслаева вера в Господа сравнима с рабством. Не привыкший подчиняться ничьей воле, в разговоре христианина и русича он заявляет:

«Коли раба назовешь рабом – он или засмеется, или заплачет. Коли свободного русича назовешь рабом – он... будет сражаться».

Для героя подчинение божественному сравнимо с предательством собственного богатырского достоинства. Важным и решающим фактором его жизни является сила и отвага. Поэтому богатырь смело ввязывается в конфликты и распри и не боится дальних походов, каких бы перспектив они не сулили.

«На словах-то вы все как на гуслях, а как до дела дойдет – то на печь, силы беречь!», - говорит Василий Буслаев, всегда готовый встать на защиту родных земель и отстоять Новгород даже в борьбе с его жителями.

Славились песни о могучем богатыре Василии Буслаеве. Он известен только своей силой, буйством и разгулом. Это – несимпатичный богатырь. [См. Василий Буслаев – краткое содержание былины .]

Василий Буслаев. Фильм 1982 г.

В детстве мать отдала его учиться грамоте; он легко научился «пером писать», читать и петь в церкви. Но наука не пошла ему на пользу, т. к., он еще смолоду стал проявлять свой буйный, неистовый нрав и сдружился с дурными людьми,

Допьяна уж стал напиваться;
А и ходит в городе и уродует;
Которого возьмет он за руку,
Из плеча тому руку выдернет.

Делает это он не со злобы, а из озорства, из желания драться.

Потом Василий, или Васька, как его часто называют в былинах , набирает себе дружину, заманивая к себе на службу обещанием всегда сладко есть и пить, без особого труда и работы, – другими словами: есть и пить награбленное.

Набор дружины происходит следующим оригинальным образом. Васька принимает желающих поступить к себе на службу на дворе, где он поит их вином и испытывает силу приходящих к нему, нанося каждому страшный удар по голове «червленым вязом», налитым до половины свинцом. Кто выдерживает это испытание, тот достоин быть дружинником Васьки Буслаева. Первый его дружинник и сподвижник – Костя Новоторженин, удалой молодец, у которого от страшного удара по голове даже «кудри не шелохнулись».

Так и набирает Васька Буслаев себе в дружину двадцать девять буйных молодцев, сам он – тридцатый. С этой дружиной Буслаев предлагает Новгороду «биться о великий заклад», но заклад – другого рода, чем Садко. Василий предлагает всем мужикам новгородским драться с ним и его дружиной, кто кого одолеет? Начинается страшное побоище; Васька «уродует» и буйствует:

Началась у них драка-бой великая...
Пошел Василий по Волх-реке.
И идет Василий по Волх-реке,
По той Волховом по улице.
С теми мужиками новгородскими
Он дерется, бьется день до вечера.
Прибили уже много до смерти,
Вдвое, втрое перековеркали,
А уж мужики покорилися,
Покорилися, помирилися.

Они просят крестного отца Васьки, «Старчище-Пилигримище», унять своего расходившегося крестника. Но когда Старчище-Пилигримище с церковным колоколом на голове является на место побоища, Буслаев и его убивает.

В описании этого страшного боя видно несомненное отражение знаменитых новгородских драк, происходивших часто после вечевых сходок , а вмешательство Старчища-Пилигримища с церковным колоколом на голове напоминает вмешательство церковных властей, епископов и митрополитов новгородских, нередко приходивших разнимать и мирить воюющих.

Наконец мужики новгородские взмолились к матери Василия Буслаева, чтобы она «уняла свое чадо милое». Матери удалось остановить Ваську: она зашла сзади и положила ему руки на плечи. Он оглянулся, остановился и похвалил мать за догадливость: «а то», говорит, «если бы ты спереди зашла, я б и тебя убил». Этим Васька показывает, что в пылу сражения он совершенно забывается, увлекается: способен не разбирая, и мать убить.

Другая былина рассказывает о путешествии Василия Буслаева с дружиной в Святую землю, в Иерусалим.

Смолоду много бито, граблено,
Под старость надо душу спасать.

Но и в Святой земле Васька не оставляет своего «буйного обычая». Приближаясь к Иерусалиму, видит он на дороге человеческий череп, «пустую голову» и рядом – камень. Он толкает ногой без всякого уважения «пустую голову» и прыгает через камень, не обращая внимания на слова мертвой головы, которая предсказывает, что тот, кто будет через этот камень скакать, сломит себе «буйную голову».

Подойдя к Иордану, несмотря на общее уважение к святому месту, к реке, в которую благочестивые люди раз в год, в день Крещения, погружаются в одежде и с молитвою, – Буслаев без всякого благоговения со своей дружиной купается в Иордане нагишом.

Но наступает предел его разгульному буйству. Возвращаясь в Иерусалим, Васька видит опять на дороге череп человеческий и рядом – роковой камень. Васька предлагает своей дружине скакать через камень, говоря, что он сам будет скакать задом.

Разбежался Васька задом, споткнулся, пал на камень и убился насмерть, «сломил себе буйную голову». Дружина похоронила его подле мертвой головы.

По данным С.А. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Василий Буслаев является главным героем двух из них (№№ 40 и 41 по составленному Азбелевым указателю).40. Василий Буслаев и новгородцы41. Поездка Василия БуслаеваВасилий Буслаев - новгородский герой, представляющий собой идеал молодецкой безграничной удали. Это самый знаменитый из персонажей фольклора, носящих имя Василий.Первый из посвящённых Василию Буслаеву былинных сюжетов рассказывает о его конфликте с городской общиной. С юных лет для Васьки нет никаких стеснений; он всегда делает так, как ему вздумается, не обращая внимания на тот вред, который приносят его поступки. Настроив против себя большинство новгородцев, он собирает дружину из таких же сорвиголов, как он сам, и буйствует всё более и более; только мать его имеет над ним хотя бы тень власти. Наконец, подзадоренный на пиру, Василий бьётся об заклад, что будет биться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев.Василий Буслаев Второй из посвящённых Василию Буслаеву былинных сюжетов изображает этого героя уже не юношей, но зрелым человеком. Чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к Святым местам не меняет характер героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.Тип Василия Буслаева был мало разработан в дореволюционной научной литературе. Большинство исследователей высказались в пользу оригинальности этого типа, считая его олицетворением могущества самого Новгорода, тогда как Садко служит олицетворением его богатства.Одним из главных героев знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна "Александр Невский", снятого в 1938 г., является новгородский парень Васька Буслай (не Буслаев!). Этот персонаж "унаследовал" две свойственные былинному Василию Буслаеву черты: бесшабашную удаль и почтение к матери. В остальном кинематографический герой резко отличен от былинного: он не противопоставляет себя общине, а его бьющая через край энергия умело направляется князем Александром в нужное русло (ему поручается самое важное и самое опасное место в предстоящем бою). Весёлый и гораздый на выдумки Васька Буслай представлен другом-соперником степенного боярина Гаврилы Алексича. В Ледовом побоище оба совершают великие подвиги, а в конце фильма Буслай сам великодушно признаёт первенство старшего друга в воинской доблести.В 1982 г. режиссёром Геннадием Васильевым был снят фильм-сказка «Василий Буслаев». Автором сценария были использованы отдельные мотивы былин о Василии Буслаеве (причём в очень вольной трактовке).

Василий Буслаев и мужики новгородские

Василий Буслаев. Художник П.Д. Баженов. 1936 г.

В славном великом Нове-граде

Ай жил Буслай до девяноста лет,

С Новым-городом жил, не перечился,

Со мужики новгородскими

Поперек словечка не говаривал.

Живучи, Буслай состарелся,

Состарелся и переставился.

После ево веку долгова

Аставалася его житье-бытье

И все имение дворянское,

Асталася матера-вдова,

Матера Амелфа Тимофевна,

И оставалася чадо милая,

Молодой сын Василей Буслаевичь.

Будет Васинька семи годов,

Отдавала матушка родимая,

Матера-вдова Амелфа Тимофеевна,

Учить его во грамоте,

А грамота ему в наук пошла;

Присадила пером ево писать,

Писмо Василью в наук пошло;

Отдавала петью учить церковному,

Петье Василью в наук пошло.

А й нет у нас такова певца

Во славном Нове-городе

Супротив Василья Буслаева.

Поводился веть Васка Буслаевичь

Со пьяницы, з безумницы,

С веселыми удалами добрыми молодцы,

Допьяна уже стал напиватися,

А й ходя в городе, уродует:

Которова возмет он за руку, -

Ис плеча тому руку выдернет;

Которова заденет за ногу -

То из гузна ногу выломит;

Которова хватит поперек хрепта, -

Тот кричит-ревет, окарачь ползет;

Пошла-та жалоба великая.

А й мужики новгороцкия,

Посацкия, богатыя,

Приносили жалобу оне великую

Матерои-вдове Амелфе Тимофевне

На тово на Василья Буслаева.

А й мать-та стала ево журить-бранить,

Журить-бранить, ево на ум учить.

Журба Васке невзлюбилася,

Пошол он, Васка, во высок терем,

Садился Васка на ременчетой стул,

Писал ерлыки скоропищеты,

От мудрости слово поставлено:

Хто хощет пить и есть из готовова,

Валися к Васке на широкой двор,

Тот пей и ешь готовое

И носи платье розноцветное! -

Розсылал те ерлыки со слугой своей

На те вулицы широкия

И на те частыя переулачки.

В то же время поставил

Васка чан середи двора,

Наливал чан полон зелена вина,

Опушал он чару в полтара ведра.

Во славном было во Нове-граде,

Грамоты люди шли прочитали,

Те ерлыки скоропищеты,

Пошли ко Васке на широкой двор,

К тому чану зелену вину.

Вначале был Костя Новоторженин,

Пришол он. Костя, на широкой двор,

Василей туг ево опробовал:

Стал ево бити червленым вязом,

В половине было налито

Тяжела свинцу чебурацкова,

Весом тот вяз был во двенатцат пуд;

А бьет он Костю по буйной голове,

Стоит тут Костя не шевелнитца,

И на буйной голове кудри не тряхнутца.

Говорил Василей Буслаевич:

Гои еси ты, Костя Новоторженин,

А й будь ты мне названой брат

И паче мне брата родимова! -

А и мало время позамешкавши,

Пришли два брата боярченка,

Лука и Мосеи, дети боярские,

Пришли ко Васке на широкой двор.

Молоды Василей сын Буслаевичь

Тем молодцам стал радошшен и веселешенек.

Пришли тут мужики Залешена,

И не смел Василей показатися к ним,

Еще тут пришло семь братов Сбродовичи,

Собиралися-соходилися

Тридцать молодцов без единова,

Он сам Василей тритцатой стал.

Какой зайдет - убьют ево,

Убьют ево, за ворота бросят.

Послышел Васинка Буслаевичь

У мужиков новгородцкиех

Канун варен, пива яшныя, -

Пошол Василей со дружинею,

Пришол во братшину в Николшину:

Немалу мы тебе сыпь платим:

За всякова брата по пяти рублев! -

А за себе Василей дает пятьдесят рублев,

А й тот-та староста церковной

Принимал их во братшину в Николшину,

А й зачали оне тут канун варен пить,

А й те-та пива ячныя.

Молоды Василей сын Буслаевичь

Бросился на царев кабак

Со своею дружиною хорабраю,

Напилися оне тута зелена вина

И пришли во братшину в Николшину.

И а будет день ко вечеру,

От малова до старова

Начали уж ребята боротися,

А в ыном кругу в кулаки битися;

От тое борбы от ребячия,

От тово бою от кулачнова

Началася драка великая.

Молоды Василей стал драку разнимать,

А иной дурак зашол с носка,

Его по уху оплел,

Гои еси ты, Костя Новоторженин

И Лука, Моисеи, дети боярския,

Уже Васку, меня, бьют! -

Поскокали удалы добры молодцы,

Скоро оне улицу очистели,

Прибили уже много до смерти,

Вдвое-втрое перековеркали,

Руки, ноги переламали, -

Кричат-ревут мужики посацкия.

Говорит тут Василей Буслаевичь:

Гои еси вы, мужики новогородцкия,

Бьюсь с вами о велик заклат:

Напущаюсь я на весь Нов-город битися-дратися

Со всею дружиною хоробраю -

Таковы мене з дружиною побьете Новым-городом,

Буду вам платить дани-выходы по смерть свою,

На всякой год по три тысячи;

А буде же я вас побью и вы мне покоритися,

То вам платить мне такову же дань! -

И в том-та договору руки оне подписали.

Началась у них драка-бои великая,

А й мужики новгороцкия

И все купцы богатыя,

Все оне вместе сходилися,

На млада Васютку напущалися,

И дерутца оне день до вечера.

Молоды Василей сын Буслаевичь

Со своею дружиною хороброю

Прибили ене во Нове-граде,

Прибили уже много до смерте.

А й мужики новгороцкие догадалися,

Пошли оне з дорогими подарки

К матерои-вдове Амелфе Тимофевне:

Матера-вдова Амелфа Тимофевна!

Прими у нас дороги подарочки,

Уйми свое чадо милоя, Василья Буславича! -

Матера-вдова Амелфа Тимофевна

Принимала у них дороги подарочки,

Посылала девушку-чернавушку

По тово Василья Буслаева.

Прибежала девушка-чернавушка,

Сохватала Васку во белы руки,

Потащила к матушке родимыя.

Притащила Васку на широкой двор,

А й та старуха неразмышлена

Посадила в погребы глубокия

Молода Василья Буслаева,

Затворяла дверми железными,

Запирала замки булатными.

А ево дружина хоробрая

Со темя мужики новгороцкими,

Дерутца-бьются день до вечера.

А й та-та девушка-чернавушка

На Вольх-реку ходила по воду,

А змолятца ей тут добры молодцы:

Гои еси ты, девушка-чернавушка!

Не подай нас у дела ратнова,

У тово часу смертнова! -

И тут девушка-чернавушка,

Бросала она ведро кленовоя,

Брала коромысла кипарисова,

Коромыслом тем стала она помахивати

По тем мужикам новогороцкием,

Прибила уж много до смерте.

И тут девка запышалася,

Побежала ко Василью Буслаеву,

Срывала замки булатныя,

Отворяла двери железные:

А й спиш ли, Василей, или так лежиш?

Твою дружину хоробраю

Мужики новогородцкия

Всех прибили-переранили,

Булавами буйны головы пробиваны. -

Ото сна Василей пробужаетца,

Он выскочил на широкой двор,

Не попала палица железная.

Что попала ему ось тележная,

Побежал Василей по Нову-городу,

По тем по широким улицам.

Стоит тут старец-пилигримишша,

На могучих плечах держит колокол,

А весом тот колокол во триста пуд,

Кричит тот старец-пилигримишша:

А стой ты, Васка, не попорхиваи,

Молоды глуздырь, не полетываи!

Из Волхова воды не выпити,

Во Нове-граде людей не выбита;

Есть молодцов сопротив тебе.

Стоим мы, молодцы, не хвастаем! -

Говорил Василей таково слово:

А й гои еси, старец-пилигримишша,

А й бился я о велик заклад

Со мужики новогородцкими,

Апричь почеснова монастыря,

Опричь тебе, старца-пилигримишша,

Во задор войду - тебе убью! -

Ударил он старца во колокол

А й тои-та осью тележную, -

Качается старец, не шевелнитца,

Заглянул он, Василей, старца под колоколом

А й во лбе глас уш веку нету.

Пошол Василей по Волх-реке,

А идет Василей по Волх-реке,

По той Волховои по улице,

Завидели добрыя молодцы,

А ево дружина хоробрая

Молода Василья Буслаева:

У ясных соколов крылья отросли,

У их-та, молодцов, думушки прибыло.

Молоды Василей Буслаевич

Пришол-та молодцам на выручку.

Со темя мужики новогороцкими

Он деретца-бьетца день до вечера,

А уш мужики покорилися,

Покорилися и помирилися,

Понесли оне записи крепкия

К матерои-вдове Амелфе Тимофевне,

Насыпали чашу чистова серебра,

А другую чашу

Краснова золота,

Пришли ко двору дворянскому,

Бьют челом-поклоняютца:

А сударыня-матушка!

Принимай ты дороги подарочки,

А уйми свое чадо милая,

Молода Василья со дружиною!

А й рады мы платить

На всякой год по три тысячи,

На всякой год будем тебе носить

С хлебников по хлебику,

С калачников по калачику,

С молодиц повенешное,

С девиц повалешное,

Со всех людей со ремесленых,

Опричь попов и дьяконов. -

Втапоры матера-вдова Амелфа Тимофевна

Посылала девушка-чернавушка

Привести Василья со дружиною.

Пошла та девушка-чернавушка,

Бежавши-та девка запышалася,

Нелзя протти девки по улице:

Что полтей по улице валяютца

Тех мужиков новогороцкиех.

Прибежала девушка-чернавушка,

Сохватала Василья за белы руки,

А стала ему росказавати:

Мужики пришли новогороцкия,

Принесли оне дороги подарочки,

И принесли записи заручныя

Ко твоей сударыне-матушке,

К матерои-вдове Амелфе Тимофевне. -

Повела девка Василья со дружиною

На тот на широкой двор,

Привела-та их к зелену вину,

А сели оне, молодцы, во единой круг,

Выпили веть по чарочке зелена вина

Со тово урасу молодецкова

От мужиков новгороцких.

У мота и у пьяницы,

У млада Васютки Буславича,

Не упита, не уедено,

В красне хорошо не ухожено,

А цветнова платья не уношено,

А увечье навек залезено! -

И повел их Василей обедати

К матерои-вдове Амелфе Тимофевне.

В те поры мужики новогороцкия

Приносили Василью подарочки

Вдруг сто тысячей,

И затем у них мирова пошла,

А й мужики новогороцкия

Покорилися и сами поклонилися.

Из книги Вслед за героями книг автора Бродский Борис Ионович

„Мужики“ Под словом «мужик» разумели не только крестьян и дворовую челядь, но и сапожников, каретников, разносчиков рыбы, мясников с деревянными лотками на голове и огромными ножами у пояса.Многие из них были крепостные, которых помещики отпускали в город на оброк. В

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Василий Буслаев Персонаж русского былинного эпоса.Главный герой двух былин Новгородского цикла. Вероятно, они появились не ранее XIV века, поскольку в образе Василия Буслаева традиционные богатырские черты или отсутствуют, или просто перечисляются. В поздних вариантах

Из книги Истории простых вещей автора Стахов Дмитрий

Душитесь, мужики! …Он завел довольно хорошего повара, тонкие голландские рубашки. Уже сукна купил он себе такого, какого не носила вся губерния, и с этих пор стал держаться более коричневых и красноватых цветов с искрою; уже приобрел он отличную пару и сам держал одну

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Ключевский Василий Осипович

Новгородские усобицы (XIV–XV века) Ключевский считает, что такая социальная борьба начинается только с XIV века, но это не так. И до XIV столетия возникали такие новгородские смуты, просто с этого столетия состояние смуты стало для города более нормальным, чем состояние

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 45. Великие князья Василий I Дмитриевич и Василий II Васильевич Темный Донской умер всего 39-ти лет и оставил после себя нескольких сыновей. Старшего, Василия, он благословил великим княжением Владимирским и оставил ему часть в Московском уделе; остальным сыновьям он

Из книги Славянские боги, духи, герои былин автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Из книги Смутное время в Москве автора Шокарев Сергей Юрьевич

«Мужики и воры» под Москвой 19 мая 1606 г., через два дня после убийства самозванца, бояре - участники переворота - провозгласили царем князя Василия Ивановича Шуйского. Современники отмечают, что избрание нового царя было не делом всего народа, а результатом сговора узкой

Из книги Как Золотая Орда озолотила Русь. Не верьте лжи о «татаро-монгольском Иге»! автора Шляхторов Алексей Геннадьевич

Дани Новгородские Во время съезда князей в Орде по случаю кончины Александра Васильевича Суздальского и вызванного ею нового перераспределения власти хан объявил им о своем решении увеличить размеры дани, выплачиваемой русскими землями.Свое решение хан объяснил тем,

Из книги Славянские боги, духи, герои былин. Иллюстрированная энциклопедия автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Словене новгородские Летопись рассказывает, что словене поселились на озере Ильмень, построили Новгород и находились там еще до того, как, согласно традиции, в 862 году, а в действительности еще раньше, туда пришли во главе с Рюриком скандинавские русы. О приходе

Из книги Великие битвы уголовного мира. История профессиональной преступности Советской России. Книга вторая (1941-1991 г.г.) автора Сидоров Александр Анатольевич

В БОЙ ИДУТ ОДНИ «МУЖИКИ» Портрет «мужика» в гулаговском интерьере Прежде чем излагать перипетии так называемых «мужицких войн» в ГУЛАГе 50-х годов, совершим небольшой «этнографический экскурс» в арестантскую среду сталинской эпохи.Основную часть заключённых ГУЛАГа

Из книги Легенды и загадки земли Новгородской автора Смирнов Виктор Григорьевич

Новгородские скоморохи В «Толковом словаре» Даля читаем: «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чулочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут».Точное значение слова «скоморох» до

Из книги Почему Древний Киев не достиг вершин Великого Древнего Новгорода автора Аверков Станислав Иванович

Из книги Как бабка Ладога и отец Великий Новгород заставили хазарскую девицу Киеву быть матерью городам русским автора Аверков Станислав Иванович

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Былины новгородские До сих пор еще народ в своих песнях вспоминает и новгородскую необузданную вольницу, и народные драки, а также прежнюю славу и богатство Новгорода.В одной новгородской былине (Василий Буслаевич) изображен буйный удалец-повольник.«В славном Великом

Из книги Где родилась Русь – в Древнем Киеве или в Древнем Великом Новгороде? автора Аверков Станислав Иванович
Похожие публикации