Роль сказки психическом развитии ребенка. Образовательный портал

Наталья Лаенко
Консультация «Роль сказки в развитии детей»

Консультация "Роль сказки в развитии детей ".

"И нельзя без сказки нам прожить друзья ,

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче , отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть. "

Сказка - как много волшебства доброты заложено в этом слове. С волшебным миром сказок ребенок знакомится в самом раннем возрасте. И несомненно сказка является необходимым этапом психического развития ребенка . " Через сказку , фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка , фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами" - так писал В. Сухомлинский. Такие понятия как "добро" и "зло" - очень важны в воспитании ребенка, и легче всего объяснить это малышу через героев сказок . Важно чтобы ребенок понимал и осознавал ограничения этих нравственных понятий. Сказка учит ребенка сопереживать, жалеть, быть отзывчивым, слушать и познавать, сравнивать и мыслить. Учит доброте и помощи. С помощью сказок ребенок учится самостоятельно анализировать поступки героев, разделяя их на положительные и отрицательные. Сказка - одно из доступных средств для развития эмоции ребенка , взаимоотношения со всем окружающим миром. Мир сказок - это мир мечты и фантазии. Не лишайте своего малыша этого волшебного мира, ведь с верой в чудеса с легкостью можно преодолеть все трудности. Читайте детям сказки , вместе размышляйте над поступками героев, придумывайте свои сказки - и это несомненно будет лучшим "тренажером" в формировании личности вашего ребенка. Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны. Роли детских сказок в развитии детей многогранны . От развития фантазии до развития правильной речи . Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей . Она на доступном языке учит детей жизни , рассказывает о добре и зле . Дети легче понимают сказку , чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку . Читая и рассказывая сказки , взрослые развивают внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки , быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Большое значение надо уделить конструированию слов , предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей . Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку . Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей . Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме и пользуется огромной любовью у детей . Из сказок дети черпают множество познаний. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям. Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке . Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Часто сказка содержит песенки , прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их. Сегодня сказка играет важнейшую роль в развитии воображения у ребенка, воспитывают у детей любовь к книге . Актуальность применения сказок , связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей . Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется , если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дети учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне . Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Сказки способствуют развитию эмоций , формированию художественно – эстетического интереса и нравственному развитию ребёнка . Роль детской сказки в воспитании ребенка нельзя не заметить. Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев, учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки можно не только приятно провести время, но и снять с тревогу с души малыша. Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова , предложения и словосочетания. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников . Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка . Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей . Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль . Для тех родителей, которые еще сомневаются в эффективности методики воспитания ребенка сказкой , скажем, что это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, не омраченные нудными лекциями, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции. Вы хорошо знаете, что каждая сказка чему-то учит малыша . Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом - чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества. Для успешного решения вопросов воспитания и развития сказкой после каждой прочитанной сказки надо научиться ставить ряд вопросов о прочитанном и творческих заданий, вместе с ребенком пробовать анализировать сказку , задумываться о честности, доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев. Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Кравченко Марина Вячеславовна,
инструктор по физической культуре
ГБДОУ д/с №12 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга

Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти простые и короткие истории никогда не выйдут из моды, и причина здесь не только в том, что ребенок охотно верит в чудо и стремится искать в этих сюжетах развлекательный момент, но и в удивительной и разноаспектной воспитательной роли сказки. Как бы ни менялся окружающий нас мир, магия волшебства, простой и емкий язык этих литературных произведений, заложенная в них мудрость - остаются важными составляющими развития и становления личности дошкольников.

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

Сказка - это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка - это, прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.

Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

Читать детишкам сказки надо в правильное» время, когда они спокойны и пребывают в хорошем настроении. Но лучше всего это делать перед сном, ведь вечером, лежа в теплой и уютной постели, вы сможете, еще и обсудить сказку с ребенком. Читать сказку надо не спеша, не отвлекаясь и с удовольствием. Так она принесет малышу больше пользы и положительных эмоций.

Многих родителей, выбирающих очередную Книгу сказок для своего малыша, интересуют следующие вопросы:

  • Каким образом подбирать для чтения именно те сказки, которые соответствовали бы уровню развития ребенка?
  • Почему, чем младше ребенок, тем больше ему интересны сказки о животных?
  • Когда ребенок становится способным воспринимать волшебные сказки?
  • Может ли волшебная сказка испугать малыша и нанести вред его психическому развитию?
  • В какой мере сказка может помочь в решении психологических проблем ребенка?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо представить себе хотя бы простейшую схему развития мышления ребенка.

До двух лет ребенок проходит первую стадию интеллектуального развития, названную сенсо-моторной. Это стадия, на которой ребенок овладевает своими сенсорными и моторными действиями, познавая окружающий мир через органы чувств, движения собственного тела и манипуляции с предметами. На него воздействует только то, что он непосредственно ощущает, видит, слышит.

Первый год жизни ребенка - это период, когда наибольшее значение для развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор: колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его включенности в окружающий мир, и пестушки, потешки, стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им собственного тела, его положения в пространстве.

Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его развитие.

Так как фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора, и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития ребенка русло, важно начать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда родители и ребенок могут внести собственные изменения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.

Таким образом, в возрасте от двух до пяти лет главное - чтобы сказка имела смысл для самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.

Однако в фантазиях ребенка могут в гипертрофированной форме отражаться желания и потребности, которые открыто высказывать он боится. Поэтому так важно, чтобы в детско-родительских отношениях всегда присутствовали чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, родители вместе с детьми попадают в волшебное пространство, где им предоставляется возможность проявить эти чувства и стать ближе друг к другу.

Слушая сказку, ребенок дошкольного возраста подходит к ее оценке со своеобразной реалистической позиции.

Даже там, где взрослый иногда затрудняется определить границы вымысла, ребенок-дошкольник часто высказывает очень определенные оценки, обнаруживая при этом реалистический подход к произведению.

В любом случае, сказка позволяет говорить об эмоциональном, психическом, интеллектуальном развитии ребенка. И именно родитель ответственен на этом этапе за это развитие. Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения - все это позволит вашему ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать - творить добро, а значит, станет более счастливым...

Ну и, конечно же, придумывайте сказки сами или вместе с малышом - подобное творчество станет отличным маркером и зрелости мышления и готовности к системному обучению в школе, а кроме того, доставит огромное удовольствие и сочиняющему и слушающим!

Используемая литература:

1. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: - «Линка-пресс», 2002

2. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.

3. Экологические сказки./ Сост. Фадеева Г.А.- Волгоград: Учитель, 2004.

4. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие./ Под ред. Прохоровой Л.Н. - М.: АРКТИ, 2003.

Если ребенок физически и психически здоров, а с ним вдруг начали происходить неприятности по ночам, то основная причина - в ощущении им психологического дискомфорта, вызванного неудовлетворением родителями потребности ребенка в любви, эмоциональной близости, полном принятии его личности и неправильно выбранной стратегией воспитания.

Психологическое обследование детей, страдающих энурезом, показывает, что существуют следующие категории маленьких пациентов, нуждающихся в психологической помощи:

    дети, страдающие от недостатка внимания, ласки, эмоциональной близости с родителями, особенно, с мамами (у девочек, начиная с 4-х лет, причина может быть в негармоничных отношениях с папой);

    дети, болезненно переживающие разлад между родителями, отсутствие тепла и уюта родительского дома;

    дети, испытывающие сильное давление родителей, предъявляющих к ним чрезмерно завышенные требования.

Дети, относящиеся к первой категории, бессознательно используют приемы ночного контроля за родителями, чтобы показать им, что те недостаточно хорошо заботятся о них днем.

Дети второй категории своим нарушением пытаются соединить родителей, хотя бы у своей постели. Если родители не принимают сигналы, исходящие из подсознания ребенка, он может заболеть более серьезно.

Если особенности темперамента мамы не совпадают с особенностями ребенка (импульсивную, активную мать раздражает робкий, погруженный в себя сын), и ее взгляды на воспитание не соответствуют его сущности, то вместо того, чтобы помогать ребенку найти себя, она будет "вкладывать" в него свои представления об окружающем мире. Ночное недержание мочи у детей, относящихся к третьей категории - это бессознательное избавление от навязчивого давления родителей.

Удовлетворение жизненно важных потребностей ребенка, гармонизация отношений между родителями, любовь к ребенку и признание его права быть самим собой - лучшее лекарство от ночных неприятностей.

Элла Прокофьева, [email protected], детский психолог

Роль сказки в психическом развитии ребенка

Многих родителей, выбирающих очередную Книгу сказок для своего малыша, интересуют следующие вопросы:

    Каким образом подбирать для чтения именно те сказки, которые соответствовали бы уровню развития ребенка?

    Почему, чем младше ребенок, тем больше ему интересны сказки о животных?

    Когда ребенок становится способным воспринимать волшебные сказки?

    Может ли волшебная сказка испугать малыша и нанести вред его психическому развитию?

    В какой мере сказка может помочь в решении психологических проблем ребенка?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо представить себе хотя бы простейшую схему развития мышления ребенка.

До двух лет ребенок проходит первую стадию интеллектуального развития, названную сенсо-моторной. Это стадия, на которой ребенок овладевает своими сенсорными и моторными действиями, познавая окружающий мир через органы чувств, движения собственного тела и манипуляции с предметами. На него воздействует только то, что он непосредственно ощущает, видит, слышит.

Для годовалого младенца самое важное - доползти, долезть, дойти до намеченной цели, схватить, попробовать на вкус, ощупать, постучать об пол, разобрать, сломать и так далее. Таким образом, в этом возрасте ребенок может "помыслить" только о том, что находится или недавно находилось в зоне его непосредственного восприятия.

Первый год жизни ребенка - это период, когда наибольшее значение для развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор: колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его включенности в окружающий мир, и пестушки, потешки, стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им собственного тела, его положения в пространстве.

Между годом и двумя у ребенка развивается способность удерживать в памяти собственные бытовые действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Ребенок может "помыслить" о том, что он ощущал, видел, делал и запомнил.

Это возраст, когда детям очень нравятся бытовые сказки о животных, так как они близки ребенку эмоционально по мироощущению: мир взрослых, с его сложными законами, правилами и ограничениями, пока мало доступен для детского понимания. Ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, с помощью которых он усваивает жизненно важную информацию в условиях безопасности и отсутствия давления со стороны взрослых. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами, что помогает ребенку изобретать новые способы взаимоотношений с окружающим предметным и живым миром.

Между двумя и пятью годами по нарастающей начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, к двум-трем годам мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Ребенок может "помыслить" об отделенном от его действий образе. Однако именно это достижение интеллектуального развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок.

Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его развитие.

Так как фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора, и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития ребенка русло, важно начать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда родители и ребенок могут внести собственные изменения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.

Таким образом, в возрасте от двух до пяти лет главное - чтобы сказка имела смысл для самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его любознательность, развивает интеллект, и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции. То есть, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. В этом возрасте ребенок продолжает искать в сказке решение своих насущных проблем. Теперь он может "помыслить" о том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.

Однако в фантазиях ребенка могут в гипертрофированной форме отражаться желания и потребности, которые открыто высказывать он боится. Поэтому так важно, чтобы в детско-родительских отношениях всегда присутствовали чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, родители вместе с детьми попадают в волшебное пространство, где им предоставляется возможность проявить эти чувства и стать ближе друг к другу.

Дорогие мамы и папы! Понимать смысл сказочных образов так, как это делают дети, и научиться сочинять сказки не так уж сложно: надо только бесстрашно заглянуть в волшебное зеркало старой бабушки-сказки и увидеть там свое отражение

Трудно переоценить важность сказочных историй для малыша, достаточно вспомнить, как мы сами когда-то в далеком детстве с нетерпением ждали, когда же, наконец-то, мама закончит все дела, сядет рядышком и раскроет заветную книжку с красочными картинками…

Чему учат сказки

Ребенку гораздо проще объяснить некоторые житейские истины с помощью сказок – они им понимаются и запоминаются легче, чем любые умные и скучные взрослые разговоры. Понаблюдайте за своим малышом, когда он слушает сказку, и вы придете к выводу, что они дают ему.

Эмоциональное развитие . Сочувствовать главному герою, грустить над грустными и смеяться над забавными историями, уметь отличать одно от другого, получить первые представления о том, что такое Добро и Зло, испытать всю палитру человеческих эмоций – все это способна дать маленькому человечку добрая, мудрая сказка.

Психическое развитие . Жадный Кощей, смелый Иван-царевич, мудрая Василиса. Сказка как нельзя лучше объясняет все эти понятия и помогает ребенку разобраться в сложных реальных человеческих отношениях.

Интеллектуальное развитие . Каждая сказка – источник новых слов и выражений. Смысл одних понятен малышу, о других он спросит у вас, а для этого ему придется сформулировать вопрос – чем не обучение разговорному языку? Кроме того, пытаясь понять услышанное, ребенок начинает задавать вопросы самому себе и искать на них ответы, то есть развиваться умственно.

Старайтесь читать сказки с выражением, четко выговаривая слова – так малышу будет понятнее смысл сказки. Не злоупотребляйте телевизором и аудиокнигами – они, конечно, способны временно заменить маму, но живое общение малышу важнее.

И еще: найдите правильное время для сказок, ведь недаром их читают обычно перед сном, когда любые образы наиболее прочно закрепляются в подсознании, становясь в дальнейшем основой формирующегося характера. Хотите узнать об этом подробнее? Приглашаем вас на сайт Супермама — sypermama.com .

Осторожно, сказки!

Вместе с тем, помните, что сказка, при всей своей кажущейся безобидности, – мощное средство воздействия на неокрепшую психику ребенка, и оно далеко не всегда бывает положительным. Психотерапевтам всего мира известны, например, «комплекс Герды», «комплекс Русалочки», «комплекс Оловянного Солдатика» и т.д., что сформировались именно под влиянием сказок.

К сожалению, не существует списка сказок, которые можно, а которые нельзя читать по той простой причине, что все дети разные, и одни и те же истории воспринимают по-разному и делают из них разные выводы. Даже одна и та же сказка, прочтенная одному и тому же ребенку, но с интервалом в полгода, может быть воспринята совсем по-другому.

Как же быть? Но ведь лучше вас никто не знает своего ребенка, и вы примерно представляете себе, как он отнесется к той или иной истории, не так ли?

А поэтому, чтобы не ошибиться с выбором сказок:

При чтении внимательно наблюдайте за реакцией ребенка. Чрезмерное возбуждение, слезы, последующая бессонница – повод задуматься;

Не все так страшно: психика ребенка пластична, и даже самая страшная или печальная сказка со временем забудется при условии, что малыш не услышит ее вновь. Поэтому анализируйте собственные ошибки, исправляйте их вовремя, и пусть сказки доставят удовольствие и вашему ребенку, и вам!

Многих родителей, выбирающих очередную Книгу сказок для своего малыша, интересуют следующие вопросы:

  • Каким образом подбирать для чтения именно те сказки, которые соответствовали бы уровню развития ребенка?
  • Почему, чем младше ребенок, тем больше ему интересны сказки о животных?
  • Когда ребенок становится способным воспринимать волшебные сказки?
  • Может ли волшебная сказка испугать малыша и нанести вред его психическому развитию?
  • В какой мере сказка может помочь в решении психологических проблем ребенка?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо представить себе хотя бы простейшую схему развития мышления ребенка.

До двух лет ребенок проходит первую стадию интеллектуального развития, названную сенсо-моторной. Это стадия, на которой ребенок овладевает своими сенсорными и моторными действиями, познавая окружающий мир через органы чувств, движения собственного тела и манипуляции с предметами. На него воздействует только то, что он непосредственно ощущает, видит, слышит.

Для годовалого самое важное - доползти, долезть, дойти до намеченной цели, схватить, попробовать на вкус, ощупать, постучать об пол, разобрать, сломать и так далее. Таким образом, в этом возрасте ребенок может "помыслить" только о том, что находится или недавно находилось в зоне его непосредственного восприятия.


Первый год жизни ребенка - это период, когда наибольшее значение для развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор: колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его включенности в окружающий мир, и пестушки, потешки, стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им собственного тела, его положения в пространстве.

Между годом и двумя у ребенка развивается способность удерживать в памяти собственные бытовые действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Ребенок может "помыслить" о том, что он ощущал, видел, делал и запомнил.

Это возраст, когда детям очень нравятся бытовые сказки о животных, так как они близки ребенку эмоционально по мироощущению: мир взрослых, с его сложными законами, правилами и ограничениями, пока мало доступен для детского понимания. Ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, с помощью которых он усваивает жизненно важную информацию в условиях безопасности и отсутствия давления со стороны взрослых. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами, что помогает ребенку изобретать новые способы взаимоотношений с окружающим предметным и живым миром.

Между двумя и пятью годами по нарастающей начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, к двум-трем годам мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Ребенок может "помыслить" об отделенном от его действий образе. Однако именно это достижение интеллектуального может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок.


Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его развитие.

Так как фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора, и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития ребенка русло, важно начать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда родители и ребенок могут внести собственные изменения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.

Таким образом, в возрасте от двух до пяти лет главное - чтобы сказка имела смысл для самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его любознательность, развивает интеллект, и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции. То есть, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. В этом возрасте ребенок продолжает искать в сказке решение своих насущных проблем. Теперь он может "помыслить" о том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.


Однако в фантазиях ребенка могут в гипертрофированной форме отражаться желания и потребности, которые открыто высказывать он боится. Поэтому так важно, чтобы в детско-родительских отношениях всегда присутствовали чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, родители вместе с детьми попадают в волшебное пространство, где им предоставляется возможность проявить эти чувства и стать ближе друг к другу.

Дорогие мамы и папы! Понимать смысл сказочных образов так, как это делают дети, и научиться сочинять сказки не так уж сложно: надо только бесстрашно заглянуть в волшебное зеркало старой бабушки-сказки и увидеть там свое отражение.

Обсуждение

Статья имеет название "Роль сказки в психическом развитии ребенка", а не "Какую сказку выбрать"

27.05.2013 19:46:06, habra4

Уважаемая Элла! Я мать одиночка,на вопрос сына где наш папа, я когда-то ответила, что он улетел в космос.Теперь мой сын(ему 5 лет),глядя на небо меня спрашивает-когда папа вернется из космоса.Я каждый раз придумываю разные истории, что папе надо посчитать все звезды, ит.д.Как долго он сможет верить в эту сказку и стоит ли дальше придумывать сказочные истории про папу космонавта.

30.09.2003 10:43:18, марина

Элла, а вы сами сказки сочиняете? Ну и рассказали бы что-то для примера.

Согласна с Еленочкой! Уважаемая Элла, если можно - добавьте примеров, самых разных))

16.04.2002 12:13:47

Уважаемая Элла, в вашей статье не хватает предметности: не указан ни один пример подходящих сказок для разных возрастов.Стоило ли тогда вообще писать статью, если в ней одна "вода", ведь ее читают не Ваши коллеги по профессии, а простые мамы.

уважаемая Элла! Моей дочери год и 8, я, когда укладываю её спать, иногда рассказываю о дрёме, добром старичке, который ходит и разносит деткамсны. Она слушает очень внимательно, повторяет за мной имя и указывает за окно. Вот я подумала, а не вредно ли ребёнка окружать такими выдуманными персонажами, помещать её в нереальный мир? И не слишком ли она мала, не пугает ли её этот образ, хотя я всё время повторяю, что он добрый? Вдруг ей ещё не понятно такое абстрактное слово - добрый?

Элла! Когда Глебу было 4-5-.., он отказывался слушать сказки с того момента, когда кто-нибудь не слушается. "Все, дальше все будет плохо." Никакие уговоры, что все хорошо закончиться, что дальше интересно не помогали. В 6-7 лет не принял Карлсона и Тома Сойера, так как "они плохие". Позже все-таки прочитали. Он очень осторожен и до сих пор (почти 11) очень послушен. (Бывают изредка небольшие исключения). Доходит до того, что не поднимает упавший колпачек от ручки - а то поругают. Ручку (возможно поэтому же) из рук не выпускает. Мне это кажется чрезмерным, а что делать и надо ли что-то делать, не понятно...

Уважаемая Элла, помогите пожалуйста советом. Проблема в следующем: мой 4-х летний сын изменил свое отношение к отцу, с которым видится раза 2 в месяц (мы не живем вместе много лет). Я всегда поощряла его восторги в отношении отца, желание во всем походить на него, уверяла, что папа любит тебя. Полагала, что ребенок должен осознавать, что у него как у всех есть отец. Но последнее время отношения между ними ухудшились: папа обещает приехать и не сдерживает обещание (у него новая семья, в которой растет дочь на 2 года младше моего сына), сан очень обижается. Когда отец все же приезжает - дуется на него и ведет себя агрессивно. Не знаю что делать: то ли убеждать, что папа хороший, просто у него много работы (сын не знает о своей сводной сестре), то ли объяснить все как взрослому человеку (конечно в щадящем "режиме")?

30.01.2001 14:56:02, Елена

Комментировать статью "Роль сказки в психическом развитии ребенка "

Еще по теме "Роль сказки в воспитании детей":

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия Посоветуйте, пожалуйста, книги о детях, о дружбе, о жизни, чтобы ребенок брал с героя пример. Мальчику почти 7, сам еще не читает, т.е...

Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей. Слушая стихи и сказки, ребенок узнает и запоминает новые слова, содержание... Роль сказки в жизни ребенка.

Раздел: Отцы и дети (бывшая жена приучает ребенка к новому мужу). Новые мужья и их роль в воспитании детей. А вот возник у меня неоднозначный вопрос. Имеет ли право новый муж воспитывать детей своей жены от предыдущего брака?

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Подскажите пожалуйста какой-нибудь стишок, чтобы 2-3 ребенка -второклашки смогли по ролям почитать.

Сказки про Вашего ребенка. ...затрудняюсь выбрать раздел. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.

Ребенок с РАД и тяжелым прошлым. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства Отставание в психическом развитии, при этом моторика как у обезьянки (это только сравнение). Вопрос- как помогать ребенку и не...

Живу в Эстонии, ребенок с ЗПР, в свои 4 года еще не говорит. Генетики ничего не нашли. Рекомендовали только отдать в садик, в котором есть группы для детей с проблемами. В том то и дело, что несмотря на это прогресса в психическом развитии нет (физическое медленно...

Вот ведь. Роль сказки в психическом развитии ребенка. Когда ребенок становится способным воспринимать волшебные сказки? Сказки, сочиненные мамой специально для своего ребенка, обладают особыми качествами слова, и сказка подхватит вас и вашего ребенка и...

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и А Курочка в роли прорицателя - "не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам новое яичко - не отличие мифов от сказок. Школа. Ребенок от 7 до 10. Сказки о животных либо забытые мифы...

Как заниматься с ребенком с ЗПР?. Опыт усыновления/опеки/патроната. Усыновление. Не секрет, что ЗПР частый диагноз в домах ребенка, у нашего малыша он тоже есть, особенно в речи Просто гладьте, держите на руках, целуйте, обнимайте, пойте песенки и читайте сказки.

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие Скажите, пожалуйста, когда Вы стали читать детям более сложные сказки - Кот в сапогах, Снежная королева...

Кирюшин Сказка о мишке Форте. Музыка. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение Когда-то Кирюшин разместил на своём сайте тексты по поводу раннего развития юного музыканта. К сожалению в Риге ничего из книжек...

Роль сказки в жизни ребенка. Литература. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Роль сказки в жизни ребенка. Сын не любит сказки. - Как научить ребенка любить книгу?"

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Конференция " Детская психология". Раздел: Психология сказки. Сколько ж крови попортил мне в детстве коврик над кроватью с...

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Стихи-диалоги, рассказы-диалоги - прошу помощи. Вы замечали, что многим детям очень нравятся Их можно читать по ролям (с педагогом, с мамой, с товарищами по группе обучения), можно...

Сказку "Медведь- липовая нога" знаю от мамы, как народную, совсем не так как у вас описана. Это была моя одна из самых любимых сказок, до В моем воображении выписовывались очень уютные картинки, сказка была страшная, но добрая и с хорошим концом (мне так казалось).

сказки про роботов. -- посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия...

Конференция " Детская психология" " Детская психология". Раздел: Психология сказки (Ниже затронулась тема сказок и как и какие детям читать/показывать). >Каким образом подбирать для чтения именно те сказки, которые соответствовали бы уровню развития ребенка? >

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Конференция " Детская психология" " Детская психология".

Эти сказки НАСТРОЕНЫ на развитие ребенка определенного возраста. Это - база психического развития. Сказка в логопедической работе с детьми раннего возраста. Говорит сложные предложения, называет все предметы.

Похожие публикации